Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

 01.04.2016

3 апреля 2016 года исполняется 131 год со дня рождения Б.А. Вилькицкого (1885‒1961), российского гидрографа-геодезиста, исследователя Арктики, контр-адмирала (1919).

По окончании Морского кадетского корпуса в Петербурге Борис Андреевич участвовал в чине мичмана в русско-японской войне 1904‒1905 годов на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры. В 1908 году окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии (Петербург) и был произведен в чин старшего лейтенанта. С 1908 по 1912 год выполнял гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке.

В 1910 году началась первая крупная гидрографическая экспедиция на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», направленная в Северный Ледовитый океан для освоения Северного морского пути. В 1913 году Вилькицкий был назначен начальником экспедиции.

В плавании 1913 года экспедиция открыла и нанесла на карты остров, названный именем Вилькицкого, Землю императора Николая II(с 1926 года архипелаг Северная Земля), острова Цесаревича Алексея (с 1926 года Малый Таймыр) и Старокадомского. В 1914‒1915 годах экспедиция совершила первое в истории СМП сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, открыла остров Новопашенного (ныне остров Жохова) и произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льда, его перемещением, произвела опись ряда мысов, уточнила координаты отдельных пунктов южного побережья архипелага Северная Земля.

С 1918 по 1920 год Вилькицкий возглавлял первую советскую гидрографическую экспедицию в Северный Ледовитый океан. В 1920 году Борис Андреевич эмигрировал в Англию, где работал до 1922 года. В 1923–1924 годах руководил товарообменными операциями на побережье Карского моря, возглавлял 3-ю и 4-ю Карские товарообменные экспедиции. Вернувшись в Англию в 1925 году, состоял на службе в частных морских компаниях, а затем переехал в Африку и почти до конца жизни работал гидрографом в Бельгийском Конго (Заир).

Последние годы жизни Вилькицкий провел в Брюсселе, где умер в 1961 году и был похоронен на Иксельском коммунальном кладбище. 20 ноября 1996 года его прах был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами отца и младшего брата.

Именем Вилькицкого названы пролив между Северной Землей и полуостровом Таймыр, соединяющий Карское море с морем Лаптевых, острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Р. Амундсена в 1919 году, а также гидрографическое судно («Борис Вилькицкий»).

Б.А. Вилькицкий

Пароходы «Таймыр» и «Вайгач» во время экспедиции в Северном Ледовитом океане

Новости

  • 140-летие со дня учреждения Добровольного флота

    20.04.2018

    23 (11) апреля 1878 года, 140 лет назад, указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием»

    Подробнее...  
  • Основание Дальневосточного морского пароходства

    20.04.2018

    24 апреля 1880 года во Владивостоке было основано Дальневосточное морское пароходство, когда из Одессы во Владивосток прибыл пароход Добровольного флота «Москва» под командованием С.И. Чирикова.

    Подробнее...