02.10.2018
3 октября 1942 года в Бенгальском заливе (северо-восточная часть Индийского океана) был торпедирован японской подводной лодкой грузовой пароход «Микоян».
В годы Второй мировой войны через Тихий океан в порты советского Дальнего Востока и на трассы Севморпути была перевезена почти половина всех грузов, отправленных по ленд-лизу в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции. Порт Владивостока за годы войны перевалил более 10 млн тонн грузов, из которых 7,9 млн были импортом, обработал 32 000 транспортных судов, загрузил и отправил на запад почти 400 000 вагонов и платформ. Эти перевозки осуществлялись советскими пароходами в условиях военных действий, которые начались с нападения 7 декабря 1941 года японцев на Перл-Харбор, военно-морскую базу США на Гавайских островах, и продолжались до капитуляции Японии. Часть из участвовавших в перевозках советских пароходов гибла от японских атак.
Грузовой пароход «Микоян» был построен в 1929 году в СССР на Балтийском заводе (Ленинград). С 1934 года судно было приписано к Дальневосточному морскому пароходству. С началом войны «Микоян» оказался в зоне Индийского океана. С августа 1941 года он занимался перевозкой оборонных грузов из английских колоний в порты Персидского залива. Очередной рейс под командованием капитана И.В. Трескина судно совершало осенью 1942 года, направляясь из Калькутты в Карачи. К этому времени Индия, а также прилегающая акватория являлись уже прифронтовой зоной.
3 октября 1942 года в 14 часов 52 минуты местного времени в Бенгальском заливе в точке с координатами 19 град. 09 мин. северной широты, 85 град. 25 мин. восточной долготы пароход «Микоян» был торпедирован японской подводной лодкой «I-162». После взрыва торпеды судно начало быстро погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до индийского порта Гопалпур. Всем морякам, а на борту судна находилось 36 человек, удалось спастись.
После этого началась сухопутная полукругосветная одиссея экипажа: проехав через Индию, Иран, Ирак, по Каспийскому морю, моряки «Микояна» прибыли в расположенный на восточном побережье Каспия и находящийся на территории Туркменистана порт Красноводск (ныне – Туркменбаши), а оттуда по железной дороге вернулись во Владивосток. Впоследствии экипаж «Микояна» принял одно из судов, поступивших по ленд-лизу из США, и продолжил заниматься перевозкой грузов для сражающейся страны.
См. публикацию «День Победы над империалистической Японией»
См. публикацию «Основание Дальневосточного морского пароходства»