Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

01.07.2019

2 июля 1918 года был подписан декрет Совнаркома РСФСР об организации Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) с выделением 1 млн рублей на работы по изучению Арктики. Однако данный документ так и остался на бумаге ввиду начавшейся Гражданской войны и интервенции. Несмотря на это, практически через десять дней после изгнания интервентов из Архангельска, не дожидаясь окончания Гражданской войны, 4 марта 1920 года, по указанию В.И. Ленина, была организована Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства, в том же году из Архангельска ушла в море и первая советская Карская экспедиция.

10 марта 1921 года В.И. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров, в котором говорилось: «В целях всестороннего и планомерного исследования северных морей, их островов и побережий, имеющих в настоящее время государственное значение, учредить при Народном Комиссариате просвещения Плавучий Морской Научный Институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геоминералогическим. Районом деятельности открываемого института “определить Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР, Европы и Азии”. Снабжение нового института углем, жидким топливом, оборудованием и продовольствием поставить “наравне с учреждениями первостепенной государственной важности”». Созданный по этому декрету Плавучий морской научный институт, возглавил И.И. Месяцев, руководивший им до 1933 года. Под его началом Плавморин провел в 1921 году свою первую экспедицию в Баренцево и Карское моря на ледокольном пароходе «Малыгин». Осенью 1922 года институт получил собственное научно-исследовательское судно «Персей». С 1923 по 1941 год Плавморин провел на «Персее» 84 плавания в Арктику.

В 1925 году Северная научно-промысловая экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. В 1930 году институт получил название – Всесоюзный арктический институт и стал центром работ по исследованию советской Арктики и обеспечению запросов мореплавания по Северному морскому пути и других отраслей народного хозяйства Крайнего Севера. В 1930-е годы состоялись известные плавания научных экспедиций на ледокольных пароходах «Георгий Седов», «А. Сибиряков», «Челюскин», «Садко» и других, в ходе которых был выполнен огромный комплекс исследований в окраинных арктических морях и прилегающих районах Арктического бассейна. В 1937 году на льды Арктического бассейна была высажена первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СП-1). В 1939 институт был переименован в Арктический научно-исследовательский институт. С 1958 года в связи с организацией и координацией национальных исследований в Антарктике институт получил нынешнее название – Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

Так было положено начало изучению и освоению Арктики в советское время. Что касается декрета от 2 июня 1918 года, то он важен как наглядная демонстрации того, что советская власть с первых дней своего существования понимала экономическое и стратегическое значение русского Севера и стремилась сделать все от нее зависящее для его дальнейшего освоения.

См. публикацию «85-летие принятия Постановления «О мероприятиях по освоению Северного морского пути»

Книга из фондов Музея

Книга из фондов Музея

Книга из фондов Музея

Книга из фондов МузеяЛедокольное научно-исследовательское судно «Персей» во льдах Арктики. 20-е годы XX века. Источник изображения: http://s014.radikal.ru/i329/1501/a3/1f844d5b801d.jpgТаинственная Арктика. Источник изображения: https://i.ytimg.com/vi/eYIfwpsPH-M/maxresdefault.jpg

Новости

Все новости музея