Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

15.11.2019

В 1704 году, 315 лет назад, началось строительство верфи и Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Сразу же после основания в 1703 году в устье реки Невы Петропавловской крепости и закладки будущего коронного города Санкт-Петербург Петр I приступил к созданию Петербургского адмиралтейства – верфи и комплекса мастерских для создания кораблей. Адмиралтейство строилось по чертежам, подписанным лично царем. Адмиралтейство было заложено 5 (16) ноября 1704 года на 2-м Адмиралтейском острове, расположенном на берегу реки Нева, о чем сохранилась следующая запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен». Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки, а на эллингах заложены первые корабли Балтийского флота. Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году Адмиралтейство было построено как крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада – обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника – простиралась до современной Малой Морской улицы. 10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду. В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства.

К 1715 году в Адмиралтействе и подчиненных ему мастерских работало уже около 10 тысяч человек. В то время это было одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства выполнял как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Уже в 1718 году функции Адмиралтейства были расширены и там, помимо верфей, стала располагаться Адмиралтейств-коллегия (с 1827 года – Адмиралтейств-совет). В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer – комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года, в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года – имени Петра Великого), просуществовавший в здании Адмиралтейства до 1939 года.

В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водруженный голландским мастером Харманом ван Болосом. Из приказа Адмиралтейств-коллегии: «Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери: Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством».

Кораблик на шпиле здания является одним из символов Санкт-Петербурга. Возможно, кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал «Орел» – первый русский военный корабль, построенный в 1667–1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле). Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Кораблик на шпиле Адмиралтейства традиционно рассматривается как один из исторических символов Санкт-Петербурга, наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости.

В 1732–1738 годах было построено каменное здание Адмиралтейства. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (согласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Голландии). На 72-метровую высоту был вознесен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. Пространство к югу от Адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II. Впоследствии здание Адмиралтейства неоднократно перестраивалось и дополнялось новыми деталями, пока не приобрело современный вид. Особое место в сегодняшнем архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. Над аркой – парящие Славы и аллегорический горельеф «Заведение флота в России». На углах первого яруса – фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой – 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырех времен года, четырех сторон света, музы астрономии – Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объемами, пристенные скульптурные группы подчеркивают в грандиозно развернутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

До 1917 года в здании Адмиралтейства находилось Морское министерство России. С июня 1917 года здесь находился Центрофлот – центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство, а с ноября 1917 по март 1918 года – народный комиссариат по морским делам.

Впоследствии в здании Адмиралтейства располагался штаб Ленинградской военно-морской базы и Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского (1925–2009). В 1932–1933 годах в здании Адмиралтейства также размещалась Газодинамическая лаборатория – первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей. С 2012 года там находится Главное командование ВМФ России и Главный штаб ВМФ.

 

Новости

Все новости музея