Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

16.03.2017

17 марта 1823 года на Николаевской верфи был заложен первый русский паровой корабль – 14-пушечный «Метеор» (классический колесный пароход). Строительство парохода вел корабельный инженер И.С. Разумов.

Длина парохода составляла 36,6 метра, ширина – 6,1 метра, осадка – 2,21 метра. На пароходе были установлены две паровых машины завода Берда обшей мощностью 60 л. с. Судно имело два гребных колеса, а также парусное вооружение. Скорость максимального хода не превышала 6,5 узлов. Вооружение «Метеора» составляли 14 мелкокалиберных орудий.

Еще на стапелях, летом 1823 года, командиром «Метеора» был назначен «14-го класса штурманский помощник» Г.М. Михновский (1793–1865), выпускник николаевского Черноморского штурманского училища. Спущен на воду пароход был 15 (27) июня 1825 года, а в 1826 году вошел в состав Черноморского флота, став первым боевым пароходом Российской империи и первым вооруженным паровым кораблем на Черном море.

«Метеор» принял самое активное участие в русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Большей частью судно, как и все первые пароходы того времени, использовалось для буксировки парусных линейных кораблей во время штилевой погоды и выполнения других вспомогательных задач. На время боевых действий поручика Г.М. Михновского сменил в должности командира лейтенант А.П. Скрягин (1798–1848). 6 (18) мая 1828 года «Метеор» в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга участвовал в высадке десанта под Анапой. Имея небольшую осадку и свободу передвижения, пароход удачно маневрировал в непосредственной близости от берега и огнем своих орудий выбивал черкесов из их укрытий.         

В дальнейшем «Метеор» участвовал в блокаде приморской крепости Варна, взятии приморских городов Василько и Агатополь, где выполнял функции буксира.

24 июля 1828 года, совместно с бригом «Меркурий», «Метеор» сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора» с императором Николаем I на борту.

В последующие годы «Метеор» достаточно активно использовался, однако его маломощная и несовершенная паровая машина, тихоходность, а также многочисленные недостатки конструкции уже не удовлетворяли командование Черноморского флота. Поэтому в 1839 году, прослужив всего 13 лет, «Метеор» был разобран. При этом сам факт самостоятельной постройки на черноморских верфях парового судна и достаточно длительная его эксплуатация дали хороший опыт строительства и эксплуатации паровых судов на Черном море.

Первое военное паровое судно на Черном море – «Метеор». Источник изображения: http://wwportal.com/e-tot-den-v-istorii-145/

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...