Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

31.07.2015

Первый в мире ледокол арктического класса, получивший название «Ермак», был заложен в декабре 1897 года по заказу России на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле. Судно имело способность форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. В феврале 1899-го ледокол, построенный по идее и чертежам вице-адмирала С.О. Макарова, вышел в свое первое плавание.

4 марта 1899 года «Ермак» подошел к Кронштадту, сокрушая 80-сантиметровый лед на его рейде. Вскоре, благодаря ледоколу, навигация в Петербургском порту началась необычайно рано – уже 17 апреля в порт пришел первый пароход.

Создатель ледокола Макаров задумал дерзкий план идти на «Ермаке» до Северного полюса и использовать судно для серьезного изучения Арктики. В июне-августе 1899 года состоялось первое опытное полярное плавание на ледоколе "Ермак" в район к северу от Шпицбергена для ледовых испытаний. Однако оказалось, что прочность носовой оконечности судна недостаточна, чтобы крушить вековые льды: первая встреча со льдами закончилась повреждением носового винта, появилась течь между листами обшивки, и Макаров был вынужден вернуться в Ньюкасл.

Так начался жизненный путь «Ермака». Вскоре он освободил от ледяных оков 13 пароходов, застрявших недалеко от Ревеля, затем спас попавший на камни острова Гогланд броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».

После двухлетней эксплуатации в январе 1901 года на ледоколе была изменена носовая часть корпуса для новых испытаний в водах Арктики. В этот раз кораблю удалось преодолеть льды и успешно дойти до Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Вплоть до 1964-го «Ермак» служил Российскому флоту, активно участвуя в тяжелейших ледовых походах.

 

Ледокол «Ермак»  в тяжелых льдах. Вид с кормы. 1899 (?). Из фондов Музея морского флота«Ермак» перед входом в тяжелые льды. 1898 (?). Из фондов Музея морского флота

 

С.О. Макаров на палубе ледокола «Ермак». Из фондов Музея морского флотаС.О. Макаров на палубе ледокола «Ермак». Из фондов Музея морского флота

Новости

  • 85-летие гибели парохода «Челюскин»

    12.02.2019

    13 февраля 1934 года, 85 лет назад, в Чукотском море погиб пароход "Челюскин", совершавший сквозной рейс по Северному морскому пути с запада на восток. Экипаж и участники экспедиции, высадившиеся на лед, были спасены летчиками.

    Подробнее...  
  • 105 лет со дня начала первой русской экспедиции к Северному полюсу

    01.02.2019

    2 (15) февраля 1914 года, 105 лет назад, полярный исследователь Г.Я. Седов с мотросами Г.В. Линником и А.М. Пустошкиным отправился на собачьих упряжках из бухты Тихая Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу.

    Подробнее...