17.03.2017
В 1801 году, 216 лет назад, был изобретен первый расширенный транспортир.
Протрактор (от лат. pro – перед и traho – тяну, веду) является судовым навигационным прибором, предназначенным для графического нанесения на карту местоположения судна, определенного по двум горизонтальным углам, замеренным между тремя береговыми ориентирами. Внешне протрактор представляет сложный транспортир, через 0° которого проходит центральная жестко зафиксированная линейка, от которой можно в обе стороны отложить углы от 0° до 180°.
Предположительно, изобретателем первого расширенного транспортира (имевшего три рычага транспортира) является Джозеф Хаддарт, однако никаких документальных доказательств этому не имеется. В ряде источников Д. Хаддарт именуется капитанам ВМС США, что также не соответствует действительности. В реальности Д. Хаддарт являлся капитаном британского флота, был известным гидрографом и членом королевского научного общества. В конце XVIII–XIX веков он занимал чиновничью должность в т.н. Trinity House (Дом Троицы – британская корпорация, по сей день занимающаяся обслуживанием навигационных средств, а также предоставлением лоцманского обслуживания). По мнению историков, вероятность того, что именно Д. Хаддард является изобретателем протрактора, достаточно велика, так как именно он являлся одним из ведущих специалистов мира в теоретической навигации на момент появления первого протрактора.
Коллекция судовых, измерительных и оптических приборов, средств навигации, управления и связи в Музее морского флота отличается богатым разнообразием. Среди многочисленных навигационных приборов представлены также транспортиры.