Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

14.04.2017

16 апреля 1709 года в Санкт-Петербурге указом Петра I была официально образована лоцманская служба.

Первые официальные сведения о деятельности русских лоцманов следует отнести к 1653 году, когда царем Алексеем Михайловичем была дарована грамота архангельскому рыбаку Ивашке Котцову, согласно которой ему и его товарищам разрешалось проводить торговые суда по Белому морю и реке Северная Двина.

Судоходство, развивающееся быстрыми темпами, сделало профессию лоцмана весьма выгодной. К регулированию промысла государство подошло с точки зрения регулирования любого коммерческого дела: было установлено, что право на лоцманский промысел сдается с торгов на откуп. Однако введение откупа резко снизило профессионализм лиц, обеспечивающих безопасность плавания, вследствие чего откупную систему ликвидировали и лоцманскую проводку судов мог осуществлять каждый, кто хорошо знал местные условия плавания. Государство было заинтересовано в стабильности развития безопасности мореплавания и поэтому устанавливало для лоцманов некоторые льготы: освобождение от рекрутской повинности, от хлебного налога и т.д. Сравнительно давно лоцманы появились на Балтийском море в портах Нарва, Ревель, Рига, Либава, Гапсала и др., на островах Котлин, Нарген, Вормси, Моон, Оденсхольм.

С 16 апреля 1709 года, согласно указу Петра I, лоцманы стали зачисляться на государственную службу и были объединены в лоцманское общество, находящееся в ведении Адмиралтейства. В 1710 году была издана инструкция, регламентирующая лоцманскую деятельность. В ней определялись права и обязанности лоцманов, включая расстановку навигационных знаков, и устанавливалась их подчиненность старшему лоцману, являющемуся старостой. Начиная с подчинения лоцманской службы государству лоцманский промысел в Санкт-Петербурге стал наследственным. Петр I уделял огромное внимание регулированию навигации. В 1721 году по распоряжению царя впервые была подготовлена лоцманами и напечатана морская лоция «Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание на Балтийском море и пр.».

С расширением границ государства лоцманские учреждения возникают в южнорусских портах, например, в Керченском порту в 1882 году. В районах Дальнего Востока лоцманский промысел возник примерно в 30-х годах XIX века.

Лоцманская карта Волго-Каспийского водного пути. Астрахань, 1957. Собрание Музея морского флота

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...