Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

22.05.2017

120 лет назад, 23 мая 1897 года, на верфи завода «Новое Адмиралтейство» был заложен легендарный корабль «Аврора» (2-мачтовый бронепалубный крейсер 1 ранга Балтийского флота), прославившийся своим участием в Октябрьской революции.

11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялся торжественный спуск на воду крейсера «Аврора». Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер сошел на воду. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате, а также бывший офицер прославленного парусника, вице-адмирал К.П. Пилкин. В 1903 года «Аврора» вошла в строй.

В 1904–1905 годах крейсер участвовал в русско-японской войне – в походе Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала З.П. Рожественского и в Цусимском сражении. В бою корабль получил ряд повреждений, несколько моряков погибли, в том числе командир крейсера капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечен, но продолжал развеваться над крейсером. После боя «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» ушла в Манилу. После окончания войны крейсер вернулся на Балтику.

В годы Первой мировой войны «Аврора» неоднократно участвовала в боевых операциях. В 1916 году крейсер был поставлен в ремонт в Петрограде. Команда «Авроры» приняла активное участие в событиях Февральской и Октябрьских революций 1917 года.

25 октября (7 ноября) в 21:40 по приказу комиссара А.В. Белышева комендор Е. Огнев из бакового орудия «Авроры» произвел один холостой выстрел, послуживший сигналом начала штурма Зимнего дворца, где укрылось Временное правительство России. В 1918 году крейсер участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота, по перебазированию из Гельсингфорса в Кронштадт. Большая часть матросов крейсера ушла на фронты Гражданской войны.

В 1920–1930 годы «Аврора» выполняла задачи учебного корабля, совершив несколько дальних походов. 2 ноября 1927 года к годовщине Октябрьской революции крейсер наградили орденом Красного знамени. 7 ноября – был в торжественной обстановке был поднят Краснознаменный военно-морской флаг.

С началом Великой Отечественной войны «Аврору», которая находилась в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Орудия главного калибра крейсера были сняты и переданы на сухопутный фронт. В сентябре 1941 года корабль получил несколько попаданий и сел на грунт. Видя флаг, развевающийся над севшим на грунт крейсером, немецкие батареи время от времени открывали по нему огонь. Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

В августе 1944 года исполком Ленинградского горсовета принял постановление, по которому крейсер надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. В 1946 году «Аврора» участвовала в съемках художественного фильма «Крейсер «Варяг». 17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Здесь корабль принял на борт воспитанников выпускной роты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознаменный крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблем. Интересно, что на ордене был изображен сам крейсер «Аврора».

В 1984–1987 годах «Аврора» была капитально отремонтирована. 1 декабря 2010 года приказом министра обороны РФ крейсер был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. В 2014–2016 годах «Аврора» была отремонтирована в Кронштадте. На борту корабля в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция, посвященная крейсеру как участнику трех войн: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Крейсер 1-го ранга «Аврора». Фотография 1960–1970 годов из собрания Музея морского флота

Крейсер 1-го ранга «Аврора». Фотография 1960–1970 годов из собрания Музея морского флота

Заклепка брони (фрагмент) крейсера «Аврора». Собрания Музея морского флота

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...