Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

29.05.2017

30 мая 1931 года на воду был спущен пароход «Анадырь» – головное судно серии «дальневосточников» (суда дальневосточной линии), заложенное 17 июня 1929 года на Балтийском заводе в Ленинграде (водоизмещение – 6140 т (3554 брт), грузоподъемность – 1473 т, длина – 95,93 м, ширина – 14,05 м, осадка – 6,02 м, экипаж – 73 человека). Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения мощностью 1500 (фактически 1605) л.с. обеспечивала судну скорость 10,5 узлов с дальностью плавания 3690 миль. Пароход был двухпалубным и имел трехостровную архитектуру с избыточным надводным бортом (2,76 м). Удачные обводы и ледовое подкрепление корпуса позволяли эксплуатировать его в условиях Арктики.

В мае 1931 года «Анадырь» впервые вышел на ходовые испытания. В июне 1932 году пароход был привлечен в первую Северо-восточную арктическую экспедицию, целью которой являлась доставка на Колыму в адрес Дальстроя пассажиров и грузов. Однако в связи со сложной ледовой обстановкой судно вынуждено было зазимовать во льдах. Летом 1933 года зажатый льдами «Анадырь» вторично зимовал в Арктике. Зимовка протекала трудно, не хватало продовольствия, люди болели цингой, а некоторые не могли даже двигаться. В 1935 году пароходы «Анадырь» и «Сталинград» впервые совершили сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад.

Летом 1936 года «Анадырь» был передан в аренду Главному управлению Северного морского пути и был включен в состав экспедиции особого назначения (ЭОН-3) по переводу эсминцев «Сталин» и «Войков» по Севморпути из Мурманска во Владивосток. В 1937 году судно активно эксплуатировалось на Севере. В 1938 году пароход был передан Владивостокской морской конторе Севморпути, а в 1940 году вошел в состав судов Владивостокского арктического морского пароходства Главсевморпути, как товаропассажирский пароход-снабженец. Летом 1942 года «Анадырь» перешел Северным морским путем в Архангельск, где был поставлен на ремонт на заводе «Красная кузница». С 15 июня по 20 декабря 1943 года – включен в состав военных транспортов Северного флота, однако осенью возвращен во Владивосток. Во время войны с Японией «Анадырь» был вновь мобилизован. С 9 августа по 3 сентября 1945 года «Анадырь» числился в отряде ледоколов Тихоокеанского флота. По окончании войны пароход вернули в систему Главсевморпути, где он эксплуатировался до июня 1957 года, после чего был передан Дальневосточному морскому пароходству. В 1964 году – служил учебным судном пароходства. В 1965 году судно было передано Владивостокскому рыбному порту и переименовано в «Вертикал».

В ноябре 2007 года отечественный торговый флот пополнил новый контейнеровоз «Анадырь», построенный на китайской верфи для Дальневосточного морского пароходства.

 

Модель парохода «Анадырь» 1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...