Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

31.05.2017

1 июня 1721 года считается датой начала строительства первой в России инструментальной мастерской мореходных инструментов.

С началом регулярного флота в России возникла большая проблема с обеспечением навигационным инструментом отечественных мореплавателей. В России его не производили, а закупать за границей приходилось по большой цене. Причем не всегда хорошего качества. Заботясь о производстве собственных мореходных инструментов в стране, Петр I 1 июня 1721 года заложил фундамент мастерской по производству мореходных инструментов «по чертежу, как показано рукой его Царского Величества».   

В именном «Его Величества» указе говорится: «…При Адмиралтействе подле каналу, что к Новой Голландии ...инструментальную построить самым добрым и чистым мастерством. Оное строение зачать строить июля первого числа сего 721 году и достроить в надлежащую и чистую отделку к будущему 722 году в половине лета». В мастерскую при Адмиралтейской верфи направили учеников, которые, став мастерами, расширили дело. С 1722 года созданная инструментальная мастерская занималась изготовлением компасов и песочных часов, производила некоторые геодезические инструменты. Среди мастеровых Адмиралтейской верфи в Петербурге числилось уже девять «компасников», которые под руководством голландца П. Форма изготовляли различные мореходные инструменты. Русские мастеровые вскоре освоили все особенности производства мореходных инструментов и уже не нуждались в опеке.

С декабря 1726 года компасным делом в России стал руководить первый отечественных компасных и часовых дел мастер А. Шелкунов, бывший до этого подмастерьем у голландца. Вслед за компасами началось изготовление астролябий и градштоков (астрономические угломерные инструменты, позволявшие измерять высоты светил), квадрантов (астрономический инструмент, для определения зенитальных расстояний светил) и ноктурналов (астрономический прибор, предназначенный для определения местного времени по взаимному расположению Полярной звезды и других звезд), ручных (секторных) лагов и песочных часов. Кроме этого инструментальная мастерская производила и некоторые геодезические инструменты для топографов. Так, в 1731 году Адмиралтейство, по требованию Сената, отправляет в Москву для обеспечения проводившихся в стране топографических работ «...феодолитов четыре, готовален с инструментами шесть, в том числе без футляров одна, цепей мерительных шесть...». По тем временам это была большая продукция, если учесть штат мастерской. В 1732 году по штатам инструментальной мастерской полагалось иметь мастера, четырех подмастерьев и шесть учеников. В 1725 году была создана Оптическая мастерская при Академии наук, где изготовлялись подзорные трубы.

В фондах Музея хранится коллекция мореходных инструментов.

Лаг судовой из собрания Музея морского флота

Морской механический хронометр из собрания Музея морского флота

Барометр анероид из собрания Музея морского флота

Протрактор из собрания Музея морского флота

Кренометр из собрания Музея морского флота

Барограф из собрания Музея морского флота

Новости

  • Открытие выставки «Транспорт России» в Гостином Дворе

    06.12.2017

    6 декабря в рамках ежегодного делового события «Транспортная неделя - 2017» в комплексе «Гостиный Двор» открылась выставка «Транспорт России», которая наглядно демонстрирует новинки и достижения предприятий отрасли.

    Подробнее...  
  • День рождения известного советского полярника Э.Т. Кренкеля

    08.12.2017

    11 декабря 1903 года родился Эрнст Теодорович Кренкель (1903-1971), известный советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» и других арктических экспедиций.

    Подробнее...