Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

02.06.2017

4 июня 1766 года был спущен на воду учебный 10-пушечный фрегат «Надежда».

После вступления на российский престол императрицы Екатерины II началось реформирование отечественного военно-морского флота. Одним из пунктов реформирования явилась реорганизация обучения кадетов Морского корпуса. 21 июня (2 июля) 1764 года Адмиралтейств-коллегия постановила: «Для обучения гардемарин и... кадетов содержать при корпусе трехмачтовую яхту, которую построить и снабдить всеми потребностями». На постановлении императрица поставила резолюцию: «Быть по сему!»

Фрегат «Надежда» был заложен на верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 23 декабря 1765 года (3 января 1766 года). Строителем фрегата (длина судна между перпендикулярами – 23,77 м, ширина без досок обшивки – 6,71 м, высота борта – 3,1 м, глубина трюма – 2,82 м, средняя осадка – 2,34 м, водоизмещение – 270 т, площадь основных парусов – 445 м2) являлся известный корабельный мастер Ламбе Ямес.

«Надежда» обладала некоторыми конструктивными особенностями, отражавшими состояние судостроительных воззрений того времени. По удлинению корпуса (3,5 м) фрегат напоминал тихоходные «ост-индские» суда Англии, но оконечности подводной части не имели тупой и округлой формы; для миделя была характерна выходившая уже тогда из корабельной «моды» бочкообразность с чрезмерно заваленными внутрь топтимберсами; очень умеренная седловатость (относительно низкие кормовая и носовая оконечности), погибь бимсов практически соответствовала норме, дошедшей до наших дней; под «притопленным» квартердеком находилась легкая платформа для жилых помещений: каюты командира и двухместной офицерской, «людской» на трех вестовых и кока, кубрика на 25 кадетов; в миниатюрных раковинах, сочлененных с транцем, располагались кладовая и санузел командира. Под полубаком, также на платформе, размещались кубрик для «нижних чинов» и камбуз с кирпичной плитой. Типовым штатом судна такого размера и назначения предусматривались командир обер-офицерского чина, помощник (поручик), штурман без звания, шкиперский помощник, боцман, плотник, конопатчик, парусник, старший унтер-офицер морской артиллерии, два бомбардира, десять матросов 1-й статьи и семь 2-й, три денщика и повар. Фрегат мог принимать на борт 25 кадетов.

«Надежда» не отличалась особой мореходностью, так как изначально предназначалась для практических плаваний в акватории Финского залива. В связи с недостаточной выдержкой строительного леса, срок службы фрегата оказался весьма коротким. Уже в 1774 году судно было «разобрано по ветхости». Несмотря на это, в истории российского флота фрегат «Надежда» навсегда остался как первое отечественное учебное судно специальной постройки.

Примечательно, что во время строительства «Надежды» среди корабельных мастеров имелись разногласия относительно того, к какому рангу и классу ее отнести. Если Л. Ямес считал, что судно должно было иметь фрегатский ранг, то другой не менее известный корабельный мастер И.А. Амосов полагал, что «Надежда» достойна лишь более скромного бригового ранга, так как три фрегатские мачты размещать на относительно небольшом судне, каким была «Надежда», нецелесообразно. Однако Л. Ямес все же установил три мачты и «Надежда» номинально стала фрегатом. Впоследствии присваивать учебным кораблям более высокий ранг, чем они имеют в действительности, стало своеобразной традицией отечественного флота. Название учебному фрегату – «Надежда» – дали со значением, как надежду на то, что обученные на судне кадеты впоследствии станут настоящими моряками.

См. публикацию «Парусная кругосветка фрегата «Надежда»

Фрегат «Надежда». Источник изображения: http://ign1111.narod.ru/vit/korabli/fregat/nadejga1.htm

Новости

Все новости музея