Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

19.06.2017

После первого прохождения в 1932 году за одну навигацию Северного морского пути судном «Сибиряков» в СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). 20 июня 1934 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по освоению Северного морского пути». При этом И.В. Сталин, опасаясь бюрократических проволочек, не стал отдавать Главсевморпуть под контроль какого-либо из наркоматов, а, наоборот, максимально расширил его полномочия. Отныне управлению Главсевморпути поручалось руководство всеми отраслями народного хозяйства на Крайнем Севере, включая строительство промышленных предприятий и жилых поселков. Именно постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 20 июня 1934 года явилось отправной точкой интенсивного и планового развития русского Севера.

В короткое время на всем протяжении Северного морского пути (5 600 км) были построены порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек и Бухта Провидения, проведено гидрографическое оборудование морского театра, созданы системы полярных аэродромов и метеорологических станций. 

Особенностью Севморпути является то, что его стратегическое и экономическое значение для России со временем только усиливается. Сегодня снабжение целого ряда северных регионов может осуществляться исключительно Северным морским путем. Севморпуть является основой для единой транспортной системы, включающей речные пути Сибири, объединяя разрозненные и удаленные друг от друга объекты в единую инфраструктуру.

Важной особенностью Севморпути является обеспечение с его помощью контроля над районами Севера, богатыми полезными ископаемыми, как на материке (Ямал, Таймыр, север Якутии и Чукотки), так и на материковом шельфе. В результате освоения Севморпути стала возможной промышленная добыча никеля, платины, меди в районе Норильска, алмазов и золота в Якутии, вольфрама на Чукотке. С 2014 года действует морская платформа «Приразломное», расположенная на морском шельфе у острова Вайгач. Отгрузка нефти с нее, без соответствующей морской транспортной инфраструктуры, была бы просто невозможна. Идет разведка новых морских месторождений и подготовка к их промышленному освоению.

Севморпуть является и важным транснациональным транспортным коридором, связующим Азиатско-Тихоокеанский регион с Европой и кратчайшим морским путем между ними. Новые перспективы здесь открывает сегодняшнее отступление ледовых покровов, повышающее доступность Севморпути и расширяющее его возможности.

Сегодняшние и будущие достижения России в освоении Крайнего Севера стали возможными именно благодаря историческому постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 20 июня 1934 года.

См. публикацию «Освоение Северного морского пути»

Карта Севморпути. Источник изображения:   http://www.upmonitor.ru/imgnews/http%253A%252F%252Fimg.rg.ru%252Fimg%252Fcontent%252F52%252F76%252F37%252F5589_1-2.gif

Сегодняшние будни Севморпути. Источник изображения: http://pro-arctic.ru/wp-content/uploads/2016/01/85491547_53803.jpg

Книга из собрания Музея морского флота

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...