Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

11.07.2017

11 июля, 75 лет назад, между правительствами СССР и США было подписано соглашение о ленд-лизе, которое предполагало поставки боевых припасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования и лекарства нашей стране, как союзнику по Второй мировой войне.

Особенно важны поставки по ленд-лизу были в начале войны, когда СССР испытывал особенно острую нехватку в технике, боеприпасах. В целом, поставки по ленд-лизу составили всего 4 % объема валовой промышленной продукции СССР в 1941-1945 годах. Однако по отдельным видам вооружений эти показатели были значительно выше.

Ленд-лизовские грузы попадали в СССР тремя основными маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, через Иран и через дальний Восток. На всех маршрутах перевозок самым активным образом трудились советские морские суда.

Наиболее коротким и опасным являлся арктический маршрут. В 1942 году доля советского торгового флота в перевозках по арктическому маршруту составляла 22,5 % (из 412 судов, прошедших по северной внешней трассе, 93 были советскими).

Поставки по ленд-лизу имели большое значение для советского Военно-морского флота и морского флота СССР. В течение всей войны мы получили из Великобритании, США и Канады около 500 кораблей.

Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года.

См. публикацию «Морские перевозки в СССР по ленд-лизу» в разделе «Кают-компания»

См. публикацию «Дервиш»

Книга из собрания Музея морского флота

Книга из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея