Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

14.07.2017

15 июля 2017 года исполняется 80 лет со дня открытия Канала имени Москвы.

К началу 1930-х годов в Москве началась нехватка питьевой и технической воды для водоснабжения города. Руководство СССР решило использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы. С этой целью, а также для улучшения транспортного сообщения, было начато строительство канала Москва–Волга, соединяющего реку Москву с Волгой. В 1947 году в честь 800-летия столицы канал был переименован в Канал имени Москвы.

Строительство канала началось в 1932 году, а 17 апреля 1937 года были открыты нижние ворота шлюза № 1 на Волге. В камеру шлюза под звуки оркестра вошел пароход «Плеханов». 15 июля 1937 года закончился период пуска и пробной эксплуатации канала. В постановлении СНК и ЦК ВКП(б), подписанном Молотовым и Сталиным, говорилось: «Выслушав доклад начальника строительства М.Д. Бермана и председателя комиссии по приемке канала Москва–Волга С.З. Гинзбурга, постановили: Одобрить доклад правительственной комиссии и признать строительство канала законченным, а канал готовым к эксплуатации. Открыть канал Москва–Волга для пассажирского и грузового движения с 15 июля 1937 года».

Для того чтобы построить канал Москва–Волга, пришлось освоить объем земляных работ более чем в 200 млн м3.  Во время строительства канала широко использовался труд заключенных. Длина канала составила 128 км, ширина – 85 м, глубина – 5,5 м.

Особенностью Канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням, на концах которых размещены шлюзы. Канал начинается от Иваньковского водохранилища (около г. Дубны), а основная судоходная трасса оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы.

В составе Канала имени Москвы – более 240 различных гидротехнических сооружений, в том числе 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, два речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений. Побочными проектами стали шоссейные и железные дороги, мосты, развязки, тоннели.

Сегодня канал снабжает Москву водой, давая более 60 % всей потребляемой в столице питьевой и промышленной воды. Кроме этого канал обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области, создает кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой. В настоящее время по каналу транспортируются преимущественно навалочные грузы, строительные материалы и различные негабаритные грузы.

В собрании Музея морского флота хранится набор открыток «Канал Москва–Волга» (НКВД СССР, 1933–1937), особое место занимает фарфоровая ваза «Канал имени Москвы» (авторская работа: А.П. Харитонов, исполнитель: С. Сорокина, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), 1987 г.), изготовленная по случаю 50-летия открытия канала. Полихромная надглазурная роспись иллюстрирует пейзажи с видами канала.

Строительство канала имени Москвы. Источник изображнения:
https://riverforum.net/showthread.php?t=77

Обложка набора открыток «Канал Москва–Волга»

Карта-схема из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Открытка из набора «Канал Москва–Волга»

Ваза «Канал имени Москвы» из собрания Музея морского флота

Ваза «Канал имени Москвы» из собрания Музея морского флота

Ваза «Канал имени Москвы» из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея