14.07.2017
15 июля 2017 года исполняется 80 лет со дня открытия Канала имени Москвы.
К началу 1930-х годов в Москве началась нехватка питьевой и технической воды для водоснабжения города. Руководство СССР решило использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы. С этой целью, а также для улучшения транспортного сообщения, было начато строительство канала Москва–Волга, соединяющего реку Москву с Волгой. В 1947 году в честь 800-летия столицы канал был переименован в Канал имени Москвы.
Строительство канала началось в 1932 году, а 17 апреля 1937 года были открыты нижние ворота шлюза № 1 на Волге. В камеру шлюза под звуки оркестра вошел пароход «Плеханов». 15 июля 1937 года закончился период пуска и пробной эксплуатации канала. В постановлении СНК и ЦК ВКП(б), подписанном Молотовым и Сталиным, говорилось: «Выслушав доклад начальника строительства М.Д. Бермана и председателя комиссии по приемке канала Москва–Волга С.З. Гинзбурга, постановили: Одобрить доклад правительственной комиссии и признать строительство канала законченным, а канал готовым к эксплуатации. Открыть канал Москва–Волга для пассажирского и грузового движения с 15 июля 1937 года».
Для того чтобы построить канал Москва–Волга, пришлось освоить объем земляных работ более чем в 200 млн м3. Во время строительства канала широко использовался труд заключенных. Длина канала составила 128 км, ширина – 85 м, глубина – 5,5 м.
Особенностью Канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням, на концах которых размещены шлюзы. Канал начинается от Иваньковского водохранилища (около г. Дубны), а основная судоходная трасса оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы.
В составе Канала имени Москвы – более 240 различных гидротехнических сооружений, в том числе 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, два речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений. Побочными проектами стали шоссейные и железные дороги, мосты, развязки, тоннели.
Сегодня канал снабжает Москву водой, давая более 60 % всей потребляемой в столице питьевой и промышленной воды. Кроме этого канал обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области, создает кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой. В настоящее время по каналу транспортируются преимущественно навалочные грузы, строительные материалы и различные негабаритные грузы.
В собрании Музея морского флота хранится набор открыток «Канал Москва–Волга» (НКВД СССР, 1933–1937), особое место занимает фарфоровая ваза «Канал имени Москвы» (авторская работа: А.П. Харитонов, исполнитель: С. Сорокина, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), 1987 г.), изготовленная по случаю 50-летия открытия канала. Полихромная надглазурная роспись иллюстрирует пейзажи с видами канала.