Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

11.08.2017

12 августа 1985 года в Антарктике после четырехмесячного ледового плена было освобождено научно-исследовательское судно «Михаил Сомов».

В 1985 году дизель-электроход «Михаил Сомов» (капитан В.Ф. Родченко) во время очередного рейса в Антарктиду должен был обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса. Однако 15 марта 1985 года судно было зажато тяжелыми льдами и оказалось в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Толщина льда в этом районе достигала 3–4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 километров. С помощью спутников и ледовой авиаразведки стало понятно, что при сложившихся обстоятельствах «Михаил Сомов» мог выйти изо льда не ранее, чем в конце 1985 года. На крайний случай, если судно будет раздавлено льдами, прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения. В относительной близости от «Михаила Сомова» в нескольких сотнях миль дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин», но реальной помощи он оказать не мог. В апреле 1985 года, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном. Руль и винт судна были заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южнополярной ночи. Температура воздуха – минус 20–25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов. Капитан В.Ф. Родченко мобилизовал все для жизнеобеспечения «пленника», вел наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодежная», которую в буквальном смысле «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там Михаил Сомов?» Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

5 июня 1985 года Совет министров СССР принял решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» (капитан Г.И. Антохин). Руководителем спасательной экспедиции был начальник управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета А.Н. Чилингаров. На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней, и уже 10 июня 1985 года «Владивосток» вышел на помощь.

На 36-й день, не без риска и огромных трудностей, «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел штормовые 40-е и 50-е широты. При этом часто оба его борта полностью уходили под воду, однако размещенный в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). При входе в зону айсбергов усилили вахту на ходовом мостике. 18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», взял у него вертолет и направился дальше через молодые льды освобождать дрейфующий «Михаил Сомов», до которого оставалось 600 миль.

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Б.В. Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости. 26 июля 1985 года прибывший «Владивосток» перемещался галсами вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды в условиях ненастной погоды (сильный юго-западный ветер и температура воздуха – 34 градуса). 13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона. Затем суда отправились каждый своим маршрутом – «Владивосток» во Владивосток, а «Михаил Сомов» – в Ленинград.

Героический дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена медаль. Начальник экспедиции А.Н. Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» В.Ф. Родченко и пилот Б.В. Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Награждены были и оба судна: ледокол «Владивосток» – орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» – орденом Трудового Красного Знамени.

См. публикацию «День рождения выдающегося ученого и полярного исследователя М.М. Сомова»

«Михаил Сомов» в арктических льдах. Источник изображения:     https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fnewsland.com%2Fstatic%2Fu%2Fnlo%2Fnews_images%2F1187%2Fbig_1187577.jpg&text=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=17&lr=10725&rpt=simage

Медаль настольная «133 суточный дрейф НЭС «Михаил Сомов». Экспедиция на л/к «Владивосток». Ленинградский монетный двор, 1986 г. Автор А. Бакланов, Н. Линдрот. Собрание Музея морского флота

Медаль настольная «133 суточный дрейф НЭС «Михаил Сомов». Экспедиция на л/к «Владивосток». Ленинградский монетный двор, 1986 г. Автор А. Бакланов, Н. Линдрот. Собрание Музея морского флота

Новости

  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня начала Ледового похода Балтийского флота

    14.02.2018

    100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота.

    Подробнее...