Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

11.08.2017

12 августа 1985 года в Антарктике после четырехмесячного ледового плена было освобождено научно-исследовательское судно «Михаил Сомов».

В 1985 году дизель-электроход «Михаил Сомов» (капитан В.Ф. Родченко) во время очередного рейса в Антарктиду должен был обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса. Однако 15 марта 1985 года судно было зажато тяжелыми льдами и оказалось в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Толщина льда в этом районе достигала 3–4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 километров. С помощью спутников и ледовой авиаразведки стало понятно, что при сложившихся обстоятельствах «Михаил Сомов» мог выйти изо льда не ранее, чем в конце 1985 года. На крайний случай, если судно будет раздавлено льдами, прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения. В относительной близости от «Михаила Сомова» в нескольких сотнях миль дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин», но реальной помощи он оказать не мог. В апреле 1985 года, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном. Руль и винт судна были заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южнополярной ночи. Температура воздуха – минус 20–25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов. Капитан В.Ф. Родченко мобилизовал все для жизнеобеспечения «пленника», вел наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодежная», которую в буквальном смысле «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там Михаил Сомов?» Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

5 июня 1985 года Совет министров СССР принял решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» (капитан Г.И. Антохин). Руководителем спасательной экспедиции был начальник управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета А.Н. Чилингаров. На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней, и уже 10 июня 1985 года «Владивосток» вышел на помощь.

На 36-й день, не без риска и огромных трудностей, «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел штормовые 40-е и 50-е широты. При этом часто оба его борта полностью уходили под воду, однако размещенный в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). При входе в зону айсбергов усилили вахту на ходовом мостике. 18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», взял у него вертолет и направился дальше через молодые льды освобождать дрейфующий «Михаил Сомов», до которого оставалось 600 миль.

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Б.В. Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости. 26 июля 1985 года прибывший «Владивосток» перемещался галсами вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды в условиях ненастной погоды (сильный юго-западный ветер и температура воздуха – 34 градуса). 13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона. Затем суда отправились каждый своим маршрутом – «Владивосток» во Владивосток, а «Михаил Сомов» – в Ленинград.

Героический дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена медаль. Начальник экспедиции А.Н. Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» В.Ф. Родченко и пилот Б.В. Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Награждены были и оба судна: ледокол «Владивосток» – орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» – орденом Трудового Красного Знамени.

См. публикацию «День рождения выдающегося ученого и полярного исследователя М.М. Сомова»

«Михаил Сомов» в арктических льдах. Источник изображения:     https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fnewsland.com%2Fstatic%2Fu%2Fnlo%2Fnews_images%2F1187%2Fbig_1187577.jpg&text=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=17&lr=10725&rpt=simage

Медаль настольная «133 суточный дрейф НЭС «Михаил Сомов». Экспедиция на л/к «Владивосток». Ленинградский монетный двор, 1986 г. Автор А. Бакланов, Н. Линдрот. Собрание Музея морского флота

Медаль настольная «133 суточный дрейф НЭС «Михаил Сомов». Экспедиция на л/к «Владивосток». Ленинградский монетный двор, 1986 г. Автор А. Бакланов, Н. Линдрот. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея