Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

21.09.2017

22 сентября 1810 года начал действовать каменный маяк Толбухин – один из старейших действующих маяков России.

Маяк Толбухин установлен на искусственном каменистом островке, лежащим в трех милях от западной оконечности острова Котлин. Именно на его траверзе начинается морская дорога к Санкт-Петербургу – Морской канал.

История маяка Толбухин богата известными именами и драматическими событиями. Все началось с письма Петра I вице-адмиралу Корнелию Крюйсу от 13 ноября 1718 года: «...сделать холм каменный с фонарем на косе Котлинской». Выполняя это указание, К. Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Уже 7 августа 1719 года строительство деревянного сооружения было закончено. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.

Первоначально маяк именовался по наименованию косы, на оконечности которой он возник, «Котлинским». В 1736 году переименован в «Толбухин», в честь полковника Федора Семеновича Толбухина, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу). Вплоть до утверждения императором Александром I в 1807 году «Положения о содержании маяков и штате маячной команды» маяк представлял собой временное деревянное сооружение. Однако он не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала и в туманную балтийскую погоду огонь маяка был почти не виден. Поэтому в 1723 году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом дальность видимости огня увеличила весьма несущественно. Поэтому было решено перевести Толбухин маяк на более дорогое, но и более эффективное освещение дровами и углем.

12 апреля 1736 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено главному адмиралтейскому архитектору И. Коробову. Побывав на Котлинской косе, Коробов определил первоочередные работы и предложил, чтобы не терять времени и не создавать неудобства мореплавателям, вначале на месте старого обветшалого возвести новый деревянный маяк, одновременно начав подготовку к строительству каменного. В 1737 году второй деревянный маяк был построен.
К этому времени Адмиралтейств-коллегия, в ведении которой находились маяки, вторично подняла вопрос о скорейшем строительстве каменного маяка на косе. Несмотря на это, работы по сооружению каменной башни продвигались крайне медленно. К 1739 году удалось выложить лишь фундамент. При этом необходимо признать, что работы производились в тяжелейших условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром песчаную косу полностью заливало, и люди работали по пояс в ледяной воде. Не обошлось и без других неприятностей. Так в 1744 году при пожаре полностью сгорели все служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейств-коллегии об ускорении строительства каменного маяка. Однако дело все равно не продвигалось. Лишь в 1807 году, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, которую занял деятельный капитан 2-го ранга Л.В. Спафатьев, дело сдвинулось с мертвой точки. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве.

В 1809 году началось интенсивное сооружение каменного Толбухинского маяка. К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни был установлен металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка. Рядом с башней был построен каменный жилой дом. 22 сентября 1810 года каменный маяк вступил в строй.

Проектирование и строительство каменного маяка связано и с именем знаменитого русского архитектора А.Д. Захарова (автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге). Будучи главным адмиралтейским архитектором, Захаров внес много изменений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

Вскоре на маяке была установлена аргантовая (кинкетовая) лампа, параболические реверберы (вогнутые зеркала, полированные серебром), в фокусе которых помещается сама лампа, что позволяет параллельно отражать лучи на далеком расстоянии. После того, как на маяке установили телеграф, было решено построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году второй этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Последнее нововведение значительно улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров. 

Описывая краткую историю маяка Толбухин, нельзя не вспомнить и об известном декабристе капитан-лейтенанте Н.А. Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение. В 1819 году, исполняя обязанность помощника директора балтийских маяков, он неоднократно бывал на маяке Толбухин. В 1821 году именно Бестужев установил там маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь он написал романтический рассказ «Толбухинский маяк», ставший настоящим гимном знаменитому маяку.

Толбухинский маяк подвергался реконструкции и позже. В 1867 году здесь появился диоптрический аппарат. В 1970 году был построен причал, остров укрепили бетонными плитами.

За свою долгую историю Толбухин маяк пережил много героических и трагических событий. Сегодня это не только маяк-символ Кронштадта, он по-прежнему остается важнейшим морским ориентиром на подходе к Морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Огонь легендарного Толбухина маяка виден на расстоянии 19 миль и хорошо знаком всем мореплавателям.

См. публикацию «Первые русские маяки в Финском заливе»

См. публикацию «Подвиг полковника Федора Толбухина» в разделе «Кают-компания»

Толбухинский маяк. Фотография 1960-1970-х гг. Собрание Музея морского флота

Маяк Толбухин. Современный вид. Источник изображения: http://www.ipetersburg.ru/mayak-tolbuhin/

Новости

  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня начала Ледового похода Балтийского флота

    14.02.2018

    100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота.

    Подробнее...