Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

21.09.2017

22 сентября 1810 года начал действовать каменный маяк Толбухин – один из старейших действующих маяков России.

Маяк Толбухин установлен на искусственном каменистом островке, лежащим в трех милях от западной оконечности острова Котлин. Именно на его траверзе начинается морская дорога к Санкт-Петербургу – Морской канал.

История маяка Толбухин богата известными именами и драматическими событиями. Все началось с письма Петра I вице-адмиралу Корнелию Крюйсу от 13 ноября 1718 года: «...сделать холм каменный с фонарем на косе Котлинской». Выполняя это указание, К. Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Уже 7 августа 1719 года строительство деревянного сооружения было закончено. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.

Первоначально маяк именовался по наименованию косы, на оконечности которой он возник, «Котлинским». В 1736 году переименован в «Толбухин», в честь полковника Федора Семеновича Толбухина, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу). Вплоть до утверждения императором Александром I в 1807 году «Положения о содержании маяков и штате маячной команды» маяк представлял собой временное деревянное сооружение. Однако он не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала и в туманную балтийскую погоду огонь маяка был почти не виден. Поэтому в 1723 году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом дальность видимости огня увеличила весьма несущественно. Поэтому было решено перевести Толбухин маяк на более дорогое, но и более эффективное освещение дровами и углем.

12 апреля 1736 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено главному адмиралтейскому архитектору И. Коробову. Побывав на Котлинской косе, Коробов определил первоочередные работы и предложил, чтобы не терять времени и не создавать неудобства мореплавателям, вначале на месте старого обветшалого возвести новый деревянный маяк, одновременно начав подготовку к строительству каменного. В 1737 году второй деревянный маяк был построен.
К этому времени Адмиралтейств-коллегия, в ведении которой находились маяки, вторично подняла вопрос о скорейшем строительстве каменного маяка на косе. Несмотря на это, работы по сооружению каменной башни продвигались крайне медленно. К 1739 году удалось выложить лишь фундамент. При этом необходимо признать, что работы производились в тяжелейших условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром песчаную косу полностью заливало, и люди работали по пояс в ледяной воде. Не обошлось и без других неприятностей. Так в 1744 году при пожаре полностью сгорели все служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейств-коллегии об ускорении строительства каменного маяка. Однако дело все равно не продвигалось. Лишь в 1807 году, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, которую занял деятельный капитан 2-го ранга Л.В. Спафатьев, дело сдвинулось с мертвой точки. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве.

В 1809 году началось интенсивное сооружение каменного Толбухинского маяка. К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни был установлен металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка. Рядом с башней был построен каменный жилой дом. 22 сентября 1810 года каменный маяк вступил в строй.

Проектирование и строительство каменного маяка связано и с именем знаменитого русского архитектора А.Д. Захарова (автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге). Будучи главным адмиралтейским архитектором, Захаров внес много изменений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

Вскоре на маяке была установлена аргантовая (кинкетовая) лампа, параболические реверберы (вогнутые зеркала, полированные серебром), в фокусе которых помещается сама лампа, что позволяет параллельно отражать лучи на далеком расстоянии. После того, как на маяке установили телеграф, было решено построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году второй этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Последнее нововведение значительно улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров. 

Описывая краткую историю маяка Толбухин, нельзя не вспомнить и об известном декабристе капитан-лейтенанте Н.А. Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение. В 1819 году, исполняя обязанность помощника директора балтийских маяков, он неоднократно бывал на маяке Толбухин. В 1821 году именно Бестужев установил там маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь он написал романтический рассказ «Толбухинский маяк», ставший настоящим гимном знаменитому маяку.

Толбухинский маяк подвергался реконструкции и позже. В 1867 году здесь появился диоптрический аппарат. В 1970 году был построен причал, остров укрепили бетонными плитами.

За свою долгую историю Толбухин маяк пережил много героических и трагических событий. Сегодня это не только маяк-символ Кронштадта, он по-прежнему остается важнейшим морским ориентиром на подходе к Морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Огонь легендарного Толбухина маяка виден на расстоянии 19 миль и хорошо знаком всем мореплавателям.

См. публикацию «Первые русские маяки в Финском заливе»

См. публикацию «Подвиг полковника Федора Толбухина» в разделе «Кают-компания»

Толбухинский маяк. Фотография 1960-1970-х гг. Собрание Музея морского флота

Маяк Толбухин. Современный вид. Источник изображения: http://www.ipetersburg.ru/mayak-tolbuhin/

Новости

  • Расулев Шавкет Абдрауфович (1948–2017)

    12.12.2017

    6 декабря 2017 г. на 70-м году жизни скончался наш коллега, старший научный сотрудник, доцент, кандидат технических наук, экскурсовод Шавкет Абдрауфович Расулев.

    Подробнее...  
  • Открытие выставки «Транспорт России» в Гостином Дворе

    06.12.2017

    6 декабря в рамках ежегодного делового события «Транспортная неделя - 2017» в комплексе «Гостиный Двор» открылась выставка «Транспорт России», которая наглядно демонстрирует новинки и достижения предприятий отрасли.

    Подробнее...