Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

27.12.2017

8 января 1916 года в Ньюкасле (Англия) на фирме «Сэр В.Г. Армстронг, Уитворт и Ко» по заказу Морского министерства России был заложен ледокол «Святогор» (с 1927 года – «Красин»).

С началом Первой мировой войны стало очевидным, что русский Север становится стратегически важным регионом для России. Это было вызвано, прежде всего, тем, что именно через Архангельск, а позднее и через Мурманск, происходила поставка вооружения и боеприпасов из Англии и Франции в Россию. Именно в связи с этим было форсировано строительство железной дороги Петроград–Мурманск, а также сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, которая остро нуждалась в современных ледоколах для проводки транспортов союзников через замерзающее Белое море. Именно поэтому в 1915 году Морское министерство начала переговоры в Англии о строительстве современного ледокола для флотилии Северного Ледовитого океана. 8 января на верфи фирмы «Сэр В.Г. Армстронг, Уитворт и Ко» в английском Ньюкасле, по усовершенствованному проекту ледокола «Ермак», был заложен новый ледокол.

Новый ледокол создавался более мощным, чем «Ермак». Его водоизмещение составило более 10 620 тонн, длина 98,53 метра, ширина 21,64 метра, осадка – 7,8 метра. Силовая установка – паровая машина с тремя водотрубными котлами общей мощностью 11400 л.с., скорость хода – 16 узлов, дальность плавания – 6800 миль, экипаж – 112 человек.

Новое судно могло ломать лед толщиной до 2-х метров. Ледокол имел автономность по топливу около одного месяца. При этом, то ли специально, то ли в результате спешки на ледокол были поставлены паровые котлы, рассчитанные на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии весьма затрудняло бункеровку судна в высоких широтах.

Строительство судна шло очень быстро, и уже 3 августа того же года «Святогор» был спущен на воду. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включен в состав российского флота под именем «Святогор». В марте 1917 года состоялись приемные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло на ходовые испытания в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора» К.К. Неупокоев обнаружил, что судно не слушается руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. Устранение недоработки заняло две недели, после чего ходовые испытания уже прошли без замечаний. 31 марта 1917 года на «Святогоре» в торжественной обстановке был поднят Андреевский флаг. После этого до 15 сентября 1917 года продолжалось устранение ряда недоделок. На тот момент Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана, и два ее линейных ледокола «Ермак» и «Святогор» являлись самыми мощными в мире.

После перехода из Англии в Россию «Святогор» сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году. Тогда ледокол был затоплен вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске, с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов. Однако при этом «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись его трубы и большая часть корпуса. Спустя несколько дней англичане подняли ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя никаких бумаг, забрали его себе.

В ноябре 1919 года к Канину Носу, с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, был направлен ледокольный пароход «Соловей Будимирович», но был затерт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Федор Литке», но и он оказался не в состоянии пробиться сквозь мощные льды. После этого советское руководство через Норвегию запросило в Англии в аренду «приватизированный» ею «Святогор». Согласие на аренду было получено, и с помощью «Святогора» «Федор Литке» вывел аварийное судно на чистую воду. После этого «Святогор» был уведен англичанами в Англию.

После окончания гражданской войны, в декабре 1921 года, советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. В 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А.Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л.Б. Красина, ледокол был выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР. После смерти Л.Б. Красина (декабрь 1926 г.) в 1927 году «Святогор» переименовали в «Красин».

А уже через год «Красин» обрел всемирную известность. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. 5 октября 1928 года, пробыв почти четыре месяца в экспедиции, героический пароход прибыл в Ленинград, где его ожидала торжественная встреча. На набережной собралось около 200 тысяч человек, и когда «Красин» в сопровождении эскорта кораблей вошел в Неву, даже портовые краны склонились в почтении. Так ледокол приветствовали рабочие Адмиралтейства.

В том же году «красинцы» получили сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Моряки «Красина» помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в норвежский порт.

В 1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря впервые по Северному морскому пути был проведен караван судов. При этом он первым достиг мыса Желания.

В 1932 году судно освободило из ледового плена теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек. За годы своей работы оно побывало в районах крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли в свободном плавании. В 1933 году оказывалась всяческая помощь работающим на Новой Земле промысловикам. Им доставлялись грузы, в том числе продовольствие и медикаменты, оказывалась медицинская помощь и забирались тяжелобольные. Судно дошло до мыса Желания и Русской Гавани, Крестовой Губы, проводило караван судов к берегам Тикси и Нордвик, где шла добыча нефти. «Красин» являлся лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. За свои достижения ледокол был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Великая Отечественная война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы успеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последнюю часть пути он прошел в составе английского полярного конвоя PQ-15, завершив, таким образом, 885-ти суточное кругосветное плаванье. После перехода «Красин» занимался проводкой судов во льдах Арктики. Уже после войны стало известно, что за одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. Более 300 моряков «Красина» за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.

После войны «Красин» продолжил трудиться в Арктике. В 50-х годах ХХ века «Красин» прошел капитальный ремонт и серьезную модернизацию на верфях ГДР. В 1972 году «Красин» был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию Министерства геологии СССР. Из класса ледоколов «Красин» был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях. Судно снова подверглось серьезной переделки. Были ликвидированы две носовые паровые машины и на их место установлены два трехфазных турбогенератора. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.

К началу 1989 года Министерство геологии СССР посчитало обременительным содержание технически и морально устаревшего «Красина». Именно тогда и возникло предложение сохранить для потомков это историческое судно. «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание». Ледокол перевели из  Мурманска в Ленинград, где он был поставлен к набережной Лейтенанта Шмидта. С 20 февраля 1992 года судно является памятником истории государственного значения, а 16 мая оно было зарегистрировано во Всероссийском реестре музеев. В том же 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана. Осенью 2014 года ледокол был отремонтирован на Кронштадтском морском заводе. 28 ноября 2014 года «Красин» был отбуксирован к набережной Лейтенанта Шмидта, а 6 декабря музей уже принял очередных посетителей.

Ледокол «Красин» удостоен памятника в мемориале «Покорителям Арктики» в Мурманске. В честь судна в 1976 году в СССР была выпущена почтовая марка, а позднее и памятная монета.

См. публикацию «79 лет назад ледокол «Красин» спас экспедицию Умберто Нобиле»

См. публикацию «Спасательная экспедиция ледокола «Красин»

 

Собрание Музея морского флота

«Красин» во льдах. 1970-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея