Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

27.03.2018

28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького (настоящее имя Алексей Максимович Пешков; 1868–1936), выдающегося русского писателя, прозаика, драматурга.

А.М. Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Основной стержень его творений – мечта о «новых людях», бесстрашных и свободных, обладающих высочайшими интеллектуальными и физическими способностями, способных добиться сверхцелей за гранью возможного, не исключая бессмертия. В начале XX века Горький являлся одним из идеологов богостроительства. Руководил крупными книжными издательствами – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература» (с 1902 по 1921 г.), привнес в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы. Горький являлся спонсором большевиков, однако к Октябрьской революции отнесся скептически. Ходатайствовал перед большевиками за арестованных и приговоренных к казни. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами – прошлым и будущим, а также между Россией и Западом», писал А.М. Горькому Ромен Роллан в 1918 году. После нескольких лет культурной и правозащитной работы в Советской России в 1920-е годы жил за рубежом. В 1932 году окончательно вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель литературного направления – социалистический реализм. Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем: за 1918–1986 годы общий тираж его 3556 изданий составил 242,621 млн экземпляров.

С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.

Имя А.М. Горького было присвоено нескольким судам и кораблям советского флота. Крейсер «Максим Горький» – легкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Заложен 20 декабря 1936 года, спущен на воду 30 апреля 1938 года. Крейсер активно участвовал в Великой Отечественной войне. 23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, судно подорвалось на мине вблизи маяка Тахкуна и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. При этом своим ходом пришел в Таллин. Затем был переведен в Кронштадт, а после ремонтных работ в Ленинград. В 1956 году корабль был выведен из боевого состава и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года, в связи со знаменитым «хрущевским» сокращением Вооруженных сил крейсер «Максим Горький» был исключен из состава ВМФ и передан на слом.

Четырехпалубный речной теплоход «Максим Горький» проекта Q-040 был построен в Австрии в 1974 году. Район плавания теплохода ограничивался водными бассейнами разряда «О». В конце 1990-х годов судно было переклассифицировано на разряд «М» с ограничением высоты волны в 2 метра, что позволило ему выходить в Ладожское и Онежское озера для полноценной работы на туристических маршрутах Москва – Санкт-Петребург.

В 1969 году на судоверфи «Дойче Верфт» в Германии (ФРГ) для трансатлантической линии Гамбург – Нью-Йорк был построен турбоход «Гамбург». Однако, в связи с резким повышением цен на топливо в начале 1970-х годов, судно оказался нерентабельным. В начале 1974 года судно было приобретено Советским Союзом, где получило новое наименование «Максим Горький» и было передано в Черноморское морское пароходство для эксплуатации в качестве круизного лайнера. «Максим Горький» стал флагманом ЧМП. С 1974 по 1986 год теплоходом командовал лучший капитан Черноморского морского пароходства С.Л. Дондуа. В 1989 году лайнер попал в ледовое поле у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Благодаря отверженной работе экипажа удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву, после чего он был отбуксирован на ремонт в Германию. С 1992 года лайнер являлся флагманом российского пассажирского флота. В 2009 году судно было разрезано на металл в Индии.

А.М. Горький. Источник изображения:
http://cs633316.vk.me/v633316214/200bd/HUwheW_V7cQ.jpg

Крейсер «Максим Горький». Источник изображения:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80)#/media/File:MaksimGor%27kiy1941.jpg

Речное пассажирское судно «Максим Горький». Источник изображения:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4,_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_Q-040)#/media/File:040%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9.JPG

Модель пассажирского лайнера «Максим Горький», середина 1970-х гг. Музей морского флота

Тб/х «Максим Горький» в море. 1969 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Тб/х «Максим Горький» у причала Ленинградского порта. 1969 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Тб/х «Максим Горький» у причала. 1969 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Г. Горький. 1984 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Г. Горький. 1967 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

  • 140-летие со дня учреждения Добровольного флота

    20.04.2018

    23 (11) апреля 1878 года, 140 лет назад, указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием»

    Подробнее...  
  • Основание Дальневосточного морского пароходства

    20.04.2018

    24 апреля 1880 года во Владивостоке было основано Дальневосточное морское пароходство, когда из Одессы во Владивосток прибыл пароход Добровольного флота «Москва» под командованием С.И. Чирикова.

    Подробнее...