Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

11.05.2018

14 мая 1854 года начался первый сплав судов по Амуру.

В 1854 году Англия, Франция и Турция начали войну против России. Война вынудила царское правительство решить вопрос о реке Амур, как транспортном пути, обеспечивающем скорейшую доставку всего необходимого для защиты Охотска и Петропавловска-на-Камчатке.

К берегам Амура русские землепроходцы вышли еще в 1644 году (Василий Поярков), однако затем ввиду претензий на эти земли маньчжурского государства русская колонизация была приостановлена (Нерчинский договор). В годы Крымской войны вновь встал вопрос о необходимости освоения Амура, который потенциально мог стать важной транспортной артерией, соединяющей российский Дальний Восток (в частности порт Петропавловск-Камчатский) с Забайкальем. В 1850 году в устье Амура был заложен Николаевск-на-Амуре. Непосредственно сплавам предшествовала Амурская экспедиция (1849–1855).

Первый сплав 1854 года обозначил маршрут из Забайкалья на Камчатку. Руководил им лично генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв. Во главе экспедиционной флотилии, в составе 6 лодок, 4 вельботов, 18 баркасов, 13 барж, 6 плашкоутов и 29 плотов, встал пароход «Аргунь» под командованием лейтенанта А.С. Сгибнева, собранный на Шилкинском заводе в Забайкалье.

Из воспоминаний А.С. Сгибнева: «14 мая 1854 года первый сплавной караван, состоявший из парохода "Аргунь", шести лодок, четырех вельботов, восемнадцати баркасов, тринадцати барж, шести плашкоутов и двадцати девяти плотов – погрузили двухмесячный запас продовольствия для экспедиционного отряда и груз для Камчатки, артиллерию из двух десятифунтовых мортир, двух десятифунтовых горных единорогов. Экспедиционный состав состоял из 754 пеших солдат при шести офицерах и 120 кавалеристов с лошадьми при двух офицерах, 16 музыкантов и 16 мастеровых. На судах размещены 25 тысяч пудов груза. 31 мая 1854 года экспедиция вступила в воды Амура. В это время мы имели об этой реке самые скромные сбивчивые понятия, и поэтому плыли, как говорится, ощупью, не зная даже в какой степени река судоходна».

Знаменательный рейс первого амурского парохода, начавшийся с Шилкинского завода, закончился в Мариинском посту, продлившись ровно тридцать дней. Войска благополучно добрались до бухты Де-Кастри, а затем уже морем на транспортах «Иртыш» и «Двина» до Петропавловска-на-Камчатке. Отправленное из Де-Кастри подкрепление прибыло в Петропавловск 24 июля 1854 года. На транспортах «Иртыш» и «Двина» находилось 350 солдат для пополнения Петропавловского флотского экипажа и инженер К. Мровинский, принявший на себя руководство оборонительными укреплениями. Доставленные подкрепления обеспечили успешную оборону Петропавловска во время атаки его англо-французской эскадры в августе 1854 года.

Рейс первого амурского парохода не только сыграл важную роль в обороне Камчатки от иностранных интервентов, но, как вспоминал А.С. Сгибнев: «Итогом рейса "Аргуни" явилось то, что теперь уже никто не сомневался в Амуре, оказавшемся могучей судоходной артерией, вполне доступной для плавания на всем его протяжении». 

Второй сплав по Амуру был проведен в апреле 1855 года. Он  вез первых 500 русских поселенцев из Иркутской губернии и Забайкалья. Поселенцы плыли на 12 баржах. Отдельно на баржах везли скот и сено. Сплав осложнялся эпидемией тифа и падежом скота. В течение 1855 года на берегу Нижнего Амура были основаны русские поселения: Иркутское, Богородское, Гери (Георгиевское), Больше-Михайловское, Мало-Михайловское, Воскресенское, Сабах-Табах. На острове, напротив Мариинского поста, казаками была основана станица Сучи. Крестьяне разместились в землянках. Они были обязаны, прежде чем начать строительство домов и расчистку леса, построить в каждом пункте общественные здания: баню, пекарню, больницу. К осени были поставлены избы, расчищена земля под огороды и под посев озимых.

В 1857 году под личным руководством Н.Н. Муравьёва были сплавлены 450 семей забайкальских казаков, которые были расселены по левому берегу Амура от Усть-Стрелочного караула (в месте слияния Шилки и Аргуни) до Малого Хингана. Во время третьего сплава в устье Зеи был основан Усть-Зейский пост, вблизи которого в дальнейшем возник город Благовещенск. Последним заселенческим пунктом была заложена станица Пашковская. В 1858 году из Забайкальского казачьего войска было выделено Амурское казачье войско.

С началом навигации 1858 года Н.Н. Муравьёв в четвертый раз поплыл по Амуру и, дойдя до Айгуна, встретил там китайского уполномоченного главнокомандующего князя И. Шаня, с которым после шестидневных переговоров заключил 16 мая 1858 года Айгунский договор. В этом же году Муравьёв основал город Хабаровск.

Амурские сплавы явились важнейшим предприятием, обеспечившим быструю колонизацию Россией Амурского бассейна.

Шхуна «Восток» в бухте св. Преображения. Художник В.  Шиляев. На картине изображен Н. Н. Муравьёв-Амурский. Источник изображения: https://www.liveinternet.ru/users/sanur/post339107684/

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея