Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

11.05.2018

14 мая 1854 года начался первый сплав судов по Амуру.

В 1854 году Англия, Франция и Турция начали войну против России. Война вынудила царское правительство решить вопрос о реке Амур, как транспортном пути, обеспечивающем скорейшую доставку всего необходимого для защиты Охотска и Петропавловска-на-Камчатке.

К берегам Амура русские землепроходцы вышли еще в 1644 году (Василий Поярков), однако затем ввиду претензий на эти земли маньчжурского государства русская колонизация была приостановлена (Нерчинский договор). В годы Крымской войны вновь встал вопрос о необходимости освоения Амура, который потенциально мог стать важной транспортной артерией, соединяющей российский Дальний Восток (в частности порт Петропавловск-Камчатский) с Забайкальем. В 1850 году в устье Амура был заложен Николаевск-на-Амуре. Непосредственно сплавам предшествовала Амурская экспедиция (1849–1855).

Первый сплав 1854 года обозначил маршрут из Забайкалья на Камчатку. Руководил им лично генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв. Во главе экспедиционной флотилии, в составе 6 лодок, 4 вельботов, 18 баркасов, 13 барж, 6 плашкоутов и 29 плотов, встал пароход «Аргунь» под командованием лейтенанта А.С. Сгибнева, собранный на Шилкинском заводе в Забайкалье.

Из воспоминаний А.С. Сгибнева: «14 мая 1854 года первый сплавной караван, состоявший из парохода "Аргунь", шести лодок, четырех вельботов, восемнадцати баркасов, тринадцати барж, шести плашкоутов и двадцати девяти плотов – погрузили двухмесячный запас продовольствия для экспедиционного отряда и груз для Камчатки, артиллерию из двух десятифунтовых мортир, двух десятифунтовых горных единорогов. Экспедиционный состав состоял из 754 пеших солдат при шести офицерах и 120 кавалеристов с лошадьми при двух офицерах, 16 музыкантов и 16 мастеровых. На судах размещены 25 тысяч пудов груза. 31 мая 1854 года экспедиция вступила в воды Амура. В это время мы имели об этой реке самые скромные сбивчивые понятия, и поэтому плыли, как говорится, ощупью, не зная даже в какой степени река судоходна».

Знаменательный рейс первого амурского парохода, начавшийся с Шилкинского завода, закончился в Мариинском посту, продлившись ровно тридцать дней. Войска благополучно добрались до бухты Де-Кастри, а затем уже морем на транспортах «Иртыш» и «Двина» до Петропавловска-на-Камчатке. Отправленное из Де-Кастри подкрепление прибыло в Петропавловск 24 июля 1854 года. На транспортах «Иртыш» и «Двина» находилось 350 солдат для пополнения Петропавловского флотского экипажа и инженер К. Мровинский, принявший на себя руководство оборонительными укреплениями. Доставленные подкрепления обеспечили успешную оборону Петропавловска во время атаки его англо-французской эскадры в августе 1854 года.

Рейс первого амурского парохода не только сыграл важную роль в обороне Камчатки от иностранных интервентов, но, как вспоминал А.С. Сгибнев: «Итогом рейса "Аргуни" явилось то, что теперь уже никто не сомневался в Амуре, оказавшемся могучей судоходной артерией, вполне доступной для плавания на всем его протяжении». 

Второй сплав по Амуру был проведен в апреле 1855 года. Он  вез первых 500 русских поселенцев из Иркутской губернии и Забайкалья. Поселенцы плыли на 12 баржах. Отдельно на баржах везли скот и сено. Сплав осложнялся эпидемией тифа и падежом скота. В течение 1855 года на берегу Нижнего Амура были основаны русские поселения: Иркутское, Богородское, Гери (Георгиевское), Больше-Михайловское, Мало-Михайловское, Воскресенское, Сабах-Табах. На острове, напротив Мариинского поста, казаками была основана станица Сучи. Крестьяне разместились в землянках. Они были обязаны, прежде чем начать строительство домов и расчистку леса, построить в каждом пункте общественные здания: баню, пекарню, больницу. К осени были поставлены избы, расчищена земля под огороды и под посев озимых.

В 1857 году под личным руководством Н.Н. Муравьёва были сплавлены 450 семей забайкальских казаков, которые были расселены по левому берегу Амура от Усть-Стрелочного караула (в месте слияния Шилки и Аргуни) до Малого Хингана. Во время третьего сплава в устье Зеи был основан Усть-Зейский пост, вблизи которого в дальнейшем возник город Благовещенск. Последним заселенческим пунктом была заложена станица Пашковская. В 1858 году из Забайкальского казачьего войска было выделено Амурское казачье войско.

С началом навигации 1858 года Н.Н. Муравьёв в четвертый раз поплыл по Амуру и, дойдя до Айгуна, встретил там китайского уполномоченного главнокомандующего князя И. Шаня, с которым после шестидневных переговоров заключил 16 мая 1858 года Айгунский договор. В этом же году Муравьёв основал город Хабаровск.

Амурские сплавы явились важнейшим предприятием, обеспечившим быструю колонизацию Россией Амурского бассейна.

Шхуна «Восток» в бухте св. Преображения. Художник В.  Шиляев. На картине изображен Н. Н. Муравьёв-Амурский. Источник изображения: https://www.liveinternet.ru/users/sanur/post339107684/

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • 100-летие выхода парохода «Федерация» в первое заграничное плавание

    09.11.2018

    10 ноября 1918 года, 100 лет назад, в первый заграничный рейс под красным флагом ушел из Петрограда пароход "Федерация"

    Подробнее...  
  • Ледокол «Ермак» – 120 лет со дня спуска на воду

    09.11.2018

    120 лет назад, 10 ноября 1898 года, на воду был спущен ледокол "Ермак", ставший первым в мире ледоколом, способным уверенно ходить среди льдов Арктики.

    Подробнее...