Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

04.06.2018

Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году. В 1941 году, ввиду начала Великой Отечественной войны, стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была уже в послевоенное время. Однако в 1953 году стройку снова законсервировали. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. Канал достраивался по измененному проекту в 1956–1964 годы. В последнее пятилетие строительства по-новому были решены некоторые гидротехнические проблемы. 5 июня 1964 года по каналу прошли первые грузовые суда. Именно тогда началось сквозное судоходство по новому водному пути. «Волго-Балт – в строю!» – с таким заголовком на обложке вышел седьмой номер журнала «Речной транспорт» за 1964 год.

28 июня 1964 года по каналу прошел и первый пассажирский теплоход «Красногвардеец» сообщением Ленинград–Ярославль. 27 октября 1964 года состоялось подписание правительственной комиссией акта о приемке канала в эксплуатацию. А 11 декабря того же года указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути было присвоено имя В.И. Ленина.

Волго-Балтийский канал является важнейшим звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Черному и Азовскому морям. Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъемностью около 5000 тонн, грузы перевозятся без перевалки. Крупные суда идут прямо по озерам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведется сквозная буксировка плотов.

Сегодня Волго-Балтийский канал – это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 5 мощных гидроузлов, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, 5 гидроэлектростанций (две на Свири), 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота. Важнейшими грузами, перевозимыми по Волго-Балтийскому каналу являются: железорудный концентрат с Кольского полуострова на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны, лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Санкт-Петербург и на экспорт, черный металл из Череповца, кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли для Северо-Запада и на экспорт, баскунчакская соль и зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

В настоящее время эксплуатацией Волго-Балта занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация «Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» – территориальный орган государственного управления речным транспортом в составе Федерального агентства морского и речного транспорта.

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Схема Волго-Балтийского канала. Источник изображения: http://helpiks.org/4-25684.html

Суда в шлюзе № 1. Источник изображения: https://www.locman.net/foto_16053.htm

Волго-Балтийский канал. Шлюз № 2. Источник изображения: ttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c4/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82._%D0%A8%D0%BB%D1%8E%D0%B7_%E2%84%96_2.jpg

Новости

  • 100-летие выхода парохода «Федерация» в первое заграничное плавание

    09.11.2018

    10 ноября 1918 года, 100 лет назад, в первый заграничный рейс под красным флагом ушел из Петрограда пароход "Федерация"

    Подробнее...  
  • Ледокол «Ермак» – 120 лет со дня спуска на воду

    09.11.2018

    120 лет назад, 10 ноября 1898 года, на воду был спущен ледокол "Ермак", ставший первым в мире ледоколом, способным уверенно ходить среди льдов Арктики.

    Подробнее...