19.06.2018
20 июня 2018 года исполняется 85 лет со дня начала эксплуатации Беломорско-Балтийского канала. Беломорско-Балтийский канал (сокращенно Беломорканал, до 1961 г. – Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) является каналом, соединяющим Белое море с Онежским озером и имеющим выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Беломорско-Балтийский канал был построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Принят в эксплуатацию 20 июня 1933 года. Официальное открытие канала состоялось 2 августа 1933 года. Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты «Правда» или «Известия» публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников, строивших канал. Уже 17 августа 1933 года Беломорканал посетила группа из 120 писателей и художников во главе с А.М. Горьким.
Беломорско-Балтийский канал считался гордостью первой советской пятилетки (1928–1932). Строительство велось силами заключенных. Общая протяженность Беломорканала – 227 километров, при этом он включает 19 шлюзов.
Уже в первую навигацию 1933 года было перевезено 1143 тысяч тонн грузов и 27 тысяч пассажиров. Однако главное значение канал имел как водная коммуникация для быстрой и безопасной переброски военно-морских сил с Балтийского на Белое море. Именно поэтому до начала Великой Отечественной войны по Беломорканалу ежегодно отправлялись военно-морские экспедиции ЭОН (экспедиции особого назначения), перебазировавшие на Северный флот сторожевые корабли, подводные лодки, эсминцы и вспомогательные суда. При этом из-за большой осадки подводные лодки перевозились буксирами на баржах. В 1940 году общий объем перевозок составил около миллиона тонн (44 % пропускной способности канала).
В годы Великой Отечественной войны канал являлся объектом стратегической важности. Немецкое командование неоднократно пыталось взорвать Беломорканал. В 1970-х годах канал был значительно углублен, что позволило проводить по нему суда с большой осадкой. В 1983 году коллектив канала был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн 300 тыс. тонн грузов.
В настоящее время трассу канала обслуживает ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», расположенное в Медвежьегорске. Сегодня на канале трудится почти тысяча специалистов. Помимо своей основой деятельности, канал является перспективным маршрутом туристических судов. На базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест строительства канала. Вдоль канала установлено несколько памятников заключенным и погибшим. В Повенце в память о погибших построена деревянная церковь.