Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

19.06.2018

20 июня 2018 года исполняется 85 лет со дня начала эксплуатации Беломорско-Балтийского канала. Беломорско-Балтийский канал (сокращенно Беломорканал, до 1961 г. – Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) является каналом, соединяющим Белое море с Онежским озером и имеющим выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

Беломорско-Балтийский канал был построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Принят в эксплуатацию 20 июня 1933 года. Официальное открытие канала состоялось 2 августа 1933 года. Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты «Правда» или «Известия» публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников, строивших канал. Уже 17 августа 1933 года Беломорканал посетила группа из 120 писателей и художников во главе с А.М. Горьким.

Беломорско-Балтийский канал считался гордостью первой советской пятилетки (1928–1932). Строительство велось силами заключенных. Общая протяженность Беломорканала – 227 километров, при этом он включает 19 шлюзов.

Уже в первую навигацию 1933 года было перевезено 1143 тысяч тонн грузов и 27 тысяч пассажиров. Однако главное значение канал имел как водная коммуникация для быстрой и безопасной переброски военно-морских сил с Балтийского на Белое море. Именно поэтому до начала Великой Отечественной войны по Беломорканалу ежегодно отправлялись военно-морские экспедиции ЭОН (экспедиции особого назначения), перебазировавшие на Северный флот сторожевые корабли, подводные лодки, эсминцы и вспомогательные суда. При этом из-за большой осадки подводные лодки перевозились буксирами на баржах. В 1940 году общий объем перевозок составил около миллиона тонн (44 % пропускной способности канала).

В годы Великой Отечественной войны канал являлся объектом стратегической важности. Немецкое командование неоднократно пыталось взорвать Беломорканал. В 1970-х годах канал был значительно углублен, что позволило проводить по нему суда с большой осадкой. В 1983 году коллектив канала был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн 300 тыс. тонн грузов.

В настоящее время трассу канала обслуживает ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», расположенное в Медвежьегорске. Сегодня на канале трудится почти тысяча специалистов. Помимо своей основой деятельности, канал является перспективным маршрутом туристических судов. На базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест строительства канала. Вдоль канала установлено несколько памятников заключенным и погибшим. В Повенце в память о погибших построена деревянная церковь.

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Строительство Беломорско-Балтийского канала. Источник изображения:
http://svastour.ru/upload/medialibrary/366/36608ca3ed2be739102d3f1957feb2a9.jpeg

Беломорско-Балтийский канал сегодня. Источник изображения:
http://photos.lifeisphoto.ru/103/0/1039782.jpg

Новости

  • 100-летие выхода парохода «Федерация» в первое заграничное плавание

    09.11.2018

    10 ноября 1918 года, 100 лет назад, в первый заграничный рейс под красным флагом ушел из Петрограда пароход "Федерация"

    Подробнее...  
  • Ледокол «Ермак» – 120 лет со дня спуска на воду

    09.11.2018

    120 лет назад, 10 ноября 1898 года, на воду был спущен ледокол "Ермак", ставший первым в мире ледоколом, способным уверенно ходить среди льдов Арктики.

    Подробнее...