Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

02.10.2018

3 октября 1942 года в Бенгальском заливе (северо-восточная часть Индийского океана) был торпедирован японской подводной лодкой грузовой пароход «Микоян».

В годы Второй мировой войны через Тихий океан в порты советского Дальнего Востока и на трассы Севморпути была перевезена почти половина всех грузов, отправленных по ленд-лизу в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции. Порт  Владивостока  за  годы  войны перевалил  более 10 млн тонн грузов,  из  которых 7,9 млн были импортом,  обработал  32 000 транспортных судов, загрузил и отправил на запад почти 400 000 вагонов и платформ. Эти перевозки осуществлялись советскими пароходами в условиях военных действий, которые начались с нападения 7 декабря 1941 года японцев на Перл-Харбор, военно-морскую базу США на Гавайских островах, и продолжались до капитуляции Японии. Часть из участвовавших в перевозках советских пароходов гибла от японских атак.

Грузовой пароход «Микоян» был построен в 1929 году в СССР на Балтийском заводе (Ленинград). С 1934 года судно было приписано к Дальневосточному морскому пароходству. С началом войны «Микоян» оказался в зоне Индийского океана. С августа 1941 года он занимался перевозкой оборонных грузов из английских колоний в порты Персидского залива. Очередной рейс под командованием капитана И.В. Трескина судно совершало осенью 1942 года, направляясь из Калькутты в Карачи. К этому времени Индия, а также прилегающая акватория являлись уже прифронтовой зоной.

3 октября 1942 года в 14 часов 52 минуты местного времени в Бенгальском заливе в точке с координатами 19 град. 09 мин. северной широты, 85 град. 25 мин. восточной долготы пароход «Микоян» был торпедирован японской подводной лодкой «I-162». После взрыва торпеды судно начало быстро погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до индийского порта Гопалпур. Всем морякам, а на борту судна находилось 36 человек, удалось спастись.

После этого началась сухопутная полукругосветная одиссея экипажа: проехав через Индию, Иран, Ирак, по Каспийскому морю, моряки «Микояна» прибыли в расположенный на восточном побережье Каспия и находящийся на территории Туркменистана порт Красноводск (ныне – Туркменбаши), а оттуда по железной дороге вернулись во Владивосток. Впоследствии экипаж «Микояна» принял одно из судов, поступивших по ленд-лизу из США, и продолжил заниматься перевозкой грузов для сражающейся страны.

См. публикацию «День Победы над империалистической Японией»

См. публикацию «Основание Дальневосточного морского пароходства»

Фотография из фондов Музея морского флота. 1929 г. (?)

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Пароход «Микоян» в полярном рейсе. Источник изображения:
http://novayagazeta-vlad.ru/312/istoriya/ushli-v-puchinu.html

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...