Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

04.10.2018

5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт. В этот день по решению Адмиралтейств-коллегии в док ввели линейный корабль «Петр I и II» для сохранения памяти о Петре Великом. Однако в связи с урезанным бюджетом было принято решение вывести судно из дока и отправить на слом, а сам плавдок использовать по своему прямому предназначению. Первый плавучий док был весьма несовершенен, поэтому предполагалось строительство плавучего дока специальной постройки. Осуществить подобный проект удалось только в 1785 году.

Первое плавучее судоподъемное сооружение в России было построено еще в начале XVIII века во времена Петра I из шведского фрегата «Камель». Палуба его была снята, корма срезана, а в ней сделаны водонепроницаемые ворота. После заводки поврежденного судна внутрь «Камеля» ворота закрывались, и вода откачивалась, пока подводная часть ремонтируемого судна не обнажалась. Успех был настолько большим, что в течение ряда лет подобные сооружения назывались «камелями». Они были деревянными, но как только металл пришел в судостроение, простые прямоугольные формы быстро позволили создать металлические доки.

За годы советской власти техника докостроения в нашей стране значительно продвинулась вперед, инженеры и техники создали ряд новых конструкций плавучих доков. В настоящее время большинство плавдоков делается из стали, железобетонные изготовляются только небольших размеров.

См. публикацию «Последний корабль Петра» в разделе «Кают-компания»

Так выглядели плавучие доки эпохи парусного флота. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/American_brig_in_floating_dock%2C_Port_Chalmers%2C_1870s.jpg

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • 85-летие гибели парохода «Челюскин»

    12.02.2019

    13 февраля 1934 года, 85 лет назад, в Чукотском море погиб пароход "Челюскин", совершавший сквозной рейс по Северному морскому пути с запада на восток. Экипаж и участники экспедиции, высадившиеся на лед, были спасены летчиками.

    Подробнее...  
  • 105 лет со дня начала первой русской экспедиции к Северному полюсу

    01.02.2019

    2 (15) февраля 1914 года, 105 лет назад, полярный исследователь Г.Я. Седов с мотросами Г.В. Линником и А.М. Пустошкиным отправился на собачьих упряжках из бухты Тихая Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу.

    Подробнее...