Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

18.07.2019

18 июля 1924 года, 95 лет назад, Постановлением Совета труда и обороны было организовано новое акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»), объединившее транспортные суда, которые ранее принадлежали различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам, в том числе смешанным, с участием иностранного капитала.

С созданием «Совторгфлота» закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась ее инфраструктура, включающая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения. Уже за первый год работы подтвердилась целесообразность образования общества, добившегося высоких показателей. Особенно выросли перевозки в малом каботаже – более чем в 1,5 раза.

«Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенными коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черноморско-Азовская, Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агентств и представительств. Вся работа координировалась Центральным правлением «Совторгфлота» в Москве. С образованием общества связано и начало пополнения флота судами отечественной постройки. За 1928–1932 годы морской транспорт получил 66 судов с отечественных верфей и 44 судна иностранной постройки. Под флагом «Совторгфлота» удалось собрать всего 128 пароходов общей вместимостью около 168 тыс. регистровых тонн. Успешно прошло восстановление портового хозяйства страны. Грузооборот портов в 1932 году достиг 48,6 млн тонн, превысив уровень 1913 года. Крупные работы были проведены по реконструкции морских портов в Ленинграде, Архангельске, Владивостоке. Строились новые причалы, склады, пассажирские вокзалы, увеличивались средства механизации. Началось строительство новых портов – Тикси, Москальво и других. Расширялись и реконструировались судоремонтные заводы.  Подготовка кадров для морского флота в 1930-е годы проводилась в отраслевых учебных заведениях в Ленинграде и Одессе, а также в семи морских техникумах. Для подготовки специалистов рядового состава были организованы морские школы. Морской флот в эти годы значительно расширил районы плавания благодаря героическим экспедициям судов «А. Сибиряков», «Федор Литке», «Челюскин», «Георгий Седов». В широких масштабах было начато освоение Северного морского пути и превращение его в постоянно действующую магистраль. Окончательное оформление морского транспорта в самостоятельную отрасль произошло перед Великой Отечественной войной.

К 1940 году в СССР насчитывалось уже 678 пароходов, теплоходов и дизель-электроходов общим водоизмещением 2 млн брт. Появились новые типы судов: лесовозы, сухогрузы, танкеры, пассажирские и торгово-пассажирские. В военные годы все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и другие предприятия отрасли были мобилизованы. Торговый флот СССР потерял 380 судов. Потребовались многие годы самоотверженного труда работников морского и речного транспорта, чтобы восстановить разрушенные войной флот и водную транспортную инфраструктуру страны.

Копия документа из РГАЭ

Источник изображения: https://www.mintrans.ru/flot/

Новости

Все новости музея