Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

19.07.2019

21 июля 1849 года, 170 лет назад, в районе Нижнего Новгорода для строительства судов и судоремонта был основан Сормовский завод (ныне – ПАО «Завод «Красное Сормово»).

В XIX веке являвшийся важнейшей торгово-транспортной артерией России, Волго-Камский водный путь начал остро нуждаться в паровых судах. Парусный флот и бурлацкие расшивы уже не обеспечивали скорость и растущий объем перевозок, а первые пароходы, построенные кустарным способом, были несовершенны и ненадежны. В марте 1849 года в Санкт-Петербурге возникла «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», учрежденная графом Л.В. Кочубеем, князем В.А. Меншиковым и промышленно-финансовым магнатом Д.Е. Бенардаки. Компаньоны решили строить в окрестностях Нижнего Новгорода судостроительное предприятие, выделив на это 500 тыс. рублей серебром. В июне 1849 года на правом берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка был выкуплен участок земли. 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата и является днем рождения завода «Красное Сормово».

К концу 1849 года на месте вырубленной дубравы уже возвели первые три здания с жилыми флигелями и сараями, часть оборудования выписывалось из Бельгии. Вскоре уже работали цеха – токарный и слесарный, чугунолитейный с кузницей, мастерская, верфь для сборки судов, котельная. Сормовский завод стремительно вошел в десятку самых передовых промышленных предприятий тогдашней России. К тому же он являлся единственным в Волжско-Камском бассейне пароходо-строительным заводом. Первыми рабочими заводами стали кустари из государственных крестьян Сормова, Починка, Копосова и других деревень Козинской волости Балахнинского уезда, а также горожане Нижнего Новгорода. Численность рабочих быстро росла. Если в 1849 году она составляла 95 человек, то в 1854-м достигла уже 200 человек, а в 1856-м более 600 человек. В мае 1850 года со стапелей завода было спущено на воду первое судно – деревянный колесный пароход «Ласточка», оснащенный паровой машиной паровозного типа 24 л.с. сормовского производства. Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852 года.

Владельцы фабрики традиционно придерживались курса на независимость и активное внедрение новой техники, строились эллинги, доки, обновлялось оснащение цехов, росло мастерство инженеров и рабочих, увеличивались доходы. Железо поставлялось с Демидовских заводов Урала, лес с реки Унжи, снасти и другие материалы покупались на Нижегородской ярмарке и в соседних губерниях, только котловые трубки выписывались из Англии. К 1873 году на заводе работало 11 отделений по машиностроительному, судостроительному, сталелитейному, железопрокатному и железнодорожному профилю – Сормово стало крупнейшим индустриальным предприятием России. Промышленный подъем в последнее десятилетие XIX века привел к новым заказам и рекордным прибылям, в Сормово была проведена широкая модернизация производства, на которую было затрачено около 10 млн рублей. Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колесные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащенные электрическим освещением. С начала XX века завод выполнял крупные правительственные заказы военного профиля. На предприятии в 48 цехах и семи технических бюро в это время работало около 20 тыс. человек. В 1903–1904 годах для «Товарищества Братьев Нобель» Сормовский завод построил первые в мире теплоходы  дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1912–1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет и ставший таким образом одним из самых долговечных волжских судов за всю историю. За дореволюционный период завод выпустил 489 судов. Следует отметить, что Сормовский завод отличался высокой активностью стачечного и революционного движения, зародившегося там в конце XIX века.

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета народного хозяйства завод был национализирован, а с 1922 года называется «Красное Сормово». В годы Гражданской войны он являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии. В 1920-х годах завод, помимо пароходов, выпускал крайне необходимые молодому советскому государству паровозы.

С 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР. Первая подводная лодка Щ-304 («Комсомолец») была передана ВМФ в 1934 году. Деньги на ее строительство собирали комсомольцы всей страны. Всего до начала Великой Отечественной войны было построено 60 подводных лодок. В 1933 году завод одним из первых в стране перешел на цельносварные корпуса. В 1936 году со стапелей сошел флагман пассажирского флота «Иосиф Сталин». В 1937 году для канала Москва–Волга была построена целая флотилия комфортабельных пассажирских судов. В годы Великой Отечественной войны ВМФ было передано еще 27 подводных лодок. Кроме этого, завод выпускал и танки Т-34. В послевоенное время темп строительства подводного флота резко возрос. Всего за этот период на заводе было построено 275 подводных лодок, в том числе 26 атомных.

В 1955 году на Сормовском заводе была создана первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали (УНРС), созданная под руководством академика И.П. Бардина, удостоенного за эту работу Ленинской премии. Производительность установки достигала 20 тыс. тонн стали в месяц.  В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». В 1957–1959 годах был разработан сухогруз смешанного плавания типа «Балтийский», позволивший наиболее эффективно использовать преимущества Единой глубоководной системы Европейской части СССР по прямой доставке грузов в морские порты Европы. Суда подобного типа стали строиться крупными сериями. 

На заводе «Красное Сормово» начал свою деятельность известный конструктор скоростных судов и экранопланов Р.Е. Алексеев.

В 2004–2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством. В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. В 2011–2012 годах на воду были спущены 8 танкеров для компании Волго-Балт-Танкер.

В 2015 году завод «Красное Сормово» сменил свой статус с открытого акционерного общества (с 1994 г.) на публичное акционерное общество. В настоящее время ПАО «Завод «Красное Сормово» входит в Объединенную судостроительную корпорацию, являясь одним из ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий России. Здесь продолжается строительство морских и речных судов нового поколения, удовлетворяющих потребителей по всем параметрам. Происходит постепенный переход к строительству судов более сложных в инженерном отношении. Постоянно повышается качество продукции – как производимой, так и вновь разрабатываемой, обновляется и модернизируется производимая продукция, расширяется рынок сбыта строящихся судов, осваиваются новые рынки гражданских судов при сохранении производства в сегменте специального машиностроения.

За выдающийся вклад в отечественное судостроение Сормовский завод был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и орденом Отечественной войны I-й степени, а также многочисленными золотыми медалями международных выставок.

См. публикацию «День рождения кораблестроителя Р.Е. Алексеева»

Один из первых сормовских пароходов «Переворот». Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/Parohod_Perevorot.jpg  Акция в 100 руб. на предъявителя, 4-го выпуска, Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово» с основным капиталом в 15 млн руб. Петроград, 1916 г. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Акция_Общества_железоделательных%2C_сталелитейных_и_механических_заводов_ Фотография из собрания Музея морского флотаФотография из собрания Музея морского флотаФотография из собрания Музея морского флотаПАО «Завод «Красное Сормово» сегодня. Источник изображения:
http://времяроссии.рф/sites/default/files/styles/head_image_article/public/node/2351/jeyhun2.jpg?itok=3TmD70Gb

Новости

Все новости музея