Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

29.08.2019

30 августа 1929 года, 90 лет назад, начала работу первая советская постоянно действующая, в то время самая северная в мире, высокоширотная полярная станция «Бухта Тихая» на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. В этот день со станции была передана по радио первая метеосводка. С этого момента архипелаг ежегодно посещался советскими полярными экспедициями.

15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР декретом «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» объявил о правах Советского Союза на все известные и еще не открытые земли и острова, заключенные в секторе Арктики между меридианами, идущими от крайней западной точки северной границы (граница СССР с Финляндией 32°4’35 в. д.) и середины Берингова пролива (168°49’30 з. д.) на востоке до Северного полюса. Это автоматически означало, что Земля Франца-Иосифа официально объявлялась находящейся под полной юрисдикцией СССР. 

В феврале 1929 года председатель Комиссии по 5-летнему плану научно-исследовательских работ в Арктике при Совнаркоме СССР С.С. Каменев представил проект создания станции на Земле Франца-Иосифа Управлению делами и Научно-техническому управлению Совнаркома, а также Народному комиссариату финансов и Народному комиссариату по иностранным делам. План экспедиции на Землю Франца-Иосифа был утвержден 5 марта 1929 года. Необходимые средства в размере 207 000 руб. поступили из резервного фонда Совнаркома СССР. Штат станции должен был состоять из начальника (он же аэролог или метеоролог), гидрометеоролога, врача-натуралиста, радиооператора, механика, повара и каюра. Станция проектировалась как большая полярная научная база с широкой программой наблюдений. Однако в первый год ее существования было признано целесообразным ограничиться ординарными метеорологическими и шаропилотными наблюдениями. Расширять программу работ и увеличивать личный состав предлагалось постепенно в последующие годы. В состав первой группы зимовщиков вошли: П.Я. Илляшевич – начальник станции, гидрометеоролог, Г.А. Шашковский – геофизик, гидрометеоролог. Б.Д. Георгиевский – врач (хирург), Э.Т. Кренкель – радист, М.С. Муров – механик, В.А. Знахарев – повар, А.М. Алексин – каюр. При этом Илляшевич, Шашковский и Кренкель были уже опытными полярниками после зимовки на полярной станции «Маточкин Шар».

Оборудовать станцию было решено на острове Гукера на берегу бухты Тихая, открытой в 1913 году во время первой российской экспедиции к Северному полюсу Г.Я. Седова. Экспедицию на Землю Франца-Иосифа доставил ледокольный пароход «Георгий Седов». Руководил экспедицией по созданию станции О.Ю. Шмидт. Помимо зимовщиков и ученых на Землю Франца-Иосифа отправились представители прессы, журналисты И.Б. Экслер (ТАСС), Б.В. Громов («Известия»), М.Т. Весеньев («Северная Правда»), а также кинооператор П.К. Новицкий. 30 августа 1929 года в бухте Тихая состоялось торжественное открытие первой советской постоянно действующей высокоширотной полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 13 часов 30 минут по московскому времени над станцией был поднят флаг СССР и передана первая радиограмма-метеосводка на материк. Из воспоминаний радиста станции Э.Т. Кренкеля: «Добравшись до Земли Франца-Иосифа, экспедиция торжественно водрузила на острове Гукера красный флаг. Начались поиски места для зимовки.

В августе 1929 года ледокольный пароход «Георгий Седов» вошел в бухту Тихую. Шуршали раздвигаемые кораблем льдины. Все свободные от вахты люди и семь человек первой смены новой полярной станции сгрудились у бортов. Не было обычных шуток и смеха. Говорили вполголоса. То ли туман съедал звуки, то ли каждый как-то безотчетно понимал, что мы движемся по местам, куда люди стремились много лет.

Пароход стал на якорь как можно ближе к берегу, чтобы ускорить выгрузку.

Круглые сутки было светло, круглые сутки кипела работа. На берегу с каждым часом увеличивались горы бревен, ящиков и досок, начало выгрузки стало и началом строительства. Как на дрожжах, вырастал самый северный в мире дом.

Седов назвал бухту Тихой, вероятно, в благодарность за то, что льды во время его пребывания не двигались, не атаковали корабль. Но «Седову»-кораблю бухта не подарила того, что в свое время дала Седову-человеку. Она оказалась совсем не тихой. Напором льда ледокол выбросило на прибрежные камни, подняв его примерно на шесть футов выше обычной осадки. И неизвестно, чем бы закончилось это опасное положение, если бы не изобретательность наших мореходов. Кормовые трюмы были разгружены, а нос судна загружен (ценой невероятных усилий всего коллектива); воду из кормовых цистерн перекачали в носовые; «Седова» подтянули при помощи троса к стоящему неподалеку айсбергу.

Бригада плотников осталась воздвигать будущую станцию, а «Седов» пошел в Британский канал на обследование многочисленных островов архипелага. В те времена о Земле Франца-Иосифа было известно чрезвычайно мало. Естественно, что нашим ученым хотелось пополнить свои знания...

Через некоторое время, примерно недели через две, «Седов» вернулся. Это было трудное возвращение: Британский канал, разделяющий острова Земли Франца-Иосифа, наполнился льдами. Ледокол вступил с этими льдами в тяжелейшую схватку.

А на станции тем временем шла работа. Шестнадцать архангельских плотников не покладая рук размахивали топорами, воздвигая большой дом будущей зимовки. Здание строилось по коридорной системе – налево двери, направо двери. Если считать с южного входа в дом, то радиостанция была налево, а дверь машинного отделения направо. Сейчас так уже давно не строят, а тогда все было под одной крышей – и жилье, и кухня, и склад со всем нашим имуществом.

К возвращению «Седова» плотники должны были завершить свою работу, заканчивал подготовку к пуску радиостанции и я. Однако «Седов» задерживался. На последние километры уже не хватало сил. И Воронин сказал Шмидту, что лед не позволяет судну подойти к полярной станции.

Друзья рассказывали мне, как в тишине, мгновенно наступившей в кают-компании «Седова», прозвучал голос Отто Юльевича:

– Я, как начальник экспедиции, не могу бросить доверенных мне людей на произвол судьбы. Мы не уйдем от Земли Франца-Иосифа до тех пор, пока я не увижу, что радиостанция построена, что полярники находятся в тепле. Я не дам сигнала к отходу до тех пор, пока не заберу на борт наших строителей. Поэтому сегодня вечером отправляюсь пешком к острову, чтобы все проверить на месте и, если нужно, переправить людей. Вместе со мной пойдут географ Иванов и журналист Громов. Надеюсь, товарищи не откажутся...

Поход, предпринятый Шмидтом, – акт большой гражданственности и незаурядного мужества. Взяв с собой ненецкие нарты и легкий брезентовый каяк, чтобы переплывать полыньи, группа отправилась по направлению скалы Рубини-Рок, захватив еще, кроме географа Иванова, его однофамильца – опытного полярного матроса.

Торосы, трещины, разводья, полыньи, пробитый каяк, едва не затонувший вместе с пассажирами. Четверка Шмидта хлебнула всякого, но тем не менее Отто Юльевич и его товарищи упорно продвигались вперед. Прошли сутки адского напряжения. Разбив палатку и выпив по кружке спирта, измученные путешественники заснули. Они спали, пока их не разбудили призывные гудки ледокола. «Седов» пробился все же к зимовке и послал шлюпку за Шмидтом и его товарищами.

Дом достроили. 31 августа заработала наша радиостанция. Кончилось вековое молчание Земли Франца-Иосифа. Деловито запыхтел двигатель, и первые радиограммы полетели на Новую Землю. «Седов» стал готовиться к отплытию.

В кают-компании нового дома, пахнущей свежими досками, смолой и сыростью от подсыхающих печей, состоялся маленький прощальный банкет. Владимир Юльевич Визе произнес прекрасные слова напутствия:

– Вас семь человек. Каждый имеет свой характер, каждому присуще самолюбие. Зная обстановку и быт полярников, хочу посоветовать: спрячьте самолюбие в самый дальний угол. Не забывайте, что у каждого есть мозоли, и старайтесь на эти мозоли не наступать!

«Седов» уходил на Большую землю. Торжественные, немного грустные минуты. Прощальные пароходные гудки. Винтовочный залп. Самая северная в мире полярная станция вступила в строй…»

Постоянно действующая научная станция «Бухта Тихая» с 1929 по 1959 год – момента своего закрытия – являлась центром всех работ, проводимых на архипелаге. Здесь велись геологические, гляциологические, биологические исследования, геодезические, топографические и картографические работы, кипела хозяйственная жизнь, развивалось подсобное хозяйство. В 1932–1933 годах зимовкой руководил легендарный советский полярник И.Д. Папанин, впоследствии, как и Э.Т. Кренкель, ставший Героем Советского Союза. Суровым испытанием для зимовщиков стала Великая Отечественная война. Информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Гитлеровское командование организовало свои метеостанции на Шпицбергене, в Гренландии и даже на Земле Франца-Иосифа – на острове Земля Александры. Советские полярники бессменно в течение военных лет передавали из бухты Тихая данные на Большую Землю.

В разные годы на зимовку на острове Гукера оставалось до 60 человек, на станции работали и супружеские пары – рождались дети. В настоящее время в зданиях полярной станции размещается опорный пункт национального парка «Русская Арктика». В полевом сезоне 2019 года в бухте Тихая продолжаются работы по обустройству территории и экологической тропы для туристов.

См. публикацию «105 лет со дня начала первой русской экспедиции к Северному полюсу»

См. публикацию «День рождения выдающегося ученого и полярного исследователя О.Ю. Шмидта»

См. публикацию «День рождения известного советского полярника Э.Т. Кренкеля»

См. публикацию «День рождения полярного исследователя И.Д. Папанина»

Книга из фондов Музея морского флота Книга из фондов Музея морского флота

Земля Франца-Иосифа. Фотография из фондов Музея морского флота

«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html

«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html«Бухта Тихая». Источник изображения: https://fishki.net/2514903-buhta-tihaja-ostrov-gukera-arhipelag-zemlja-franca-iosifa.html

 

Новости

  • 75-летие освобождения советскими войсками Таллина

    20.09.2019

    22 сентября 1944 года, 75 лет назад, войсками Ленинградского фронта при содействии Балтийского флота от захватчиков был освобожден город Таллин.

    Подробнее...  
  • 80-летие образования Мурманского пароходства

    20.09.2019

    22 сентября 1939 года, 80 лет назад, согласно приказу народного комиссара Морского флота СССР было образовано "Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство"

    Подробнее...