Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

02.10.2019

2 октября 1928 года вступило в силу постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О мерах по улучшению судостроения и снижению себестоимости судов». Этим постановлением определялось, что постройка предусмотренных программой судов должна производиться на заводах СССР, а пере­дача заказов зарубежным заводам могла осуществляться в каждом конкретном случае только по специальному разрешению СТО. За­казы на суда отечественной постройки должны были состоять из серии однотипных судов, и лишь в исключительных случаях допу­скались заказы единичных судов. Цены на суда разрешались толь­ко твердорасчетные. На железнодорожном транспорте устанавлива­лись льготные тарифы при доставке металла для постройки судов на ленинградские судостроительные заводы (ввиду их большой удаленности от южных металлургических центров). Постановлени­ем определялись также жесткие сроки (не позднее 1 января 1929 года) разработки и ввода в действие правил постройки судов, положения о порядке и сроках прохождения и утверждения проектов, правил наблюдения за постройкой судов и их приемки.

Этим же постановлением Центральное бюро морского судостроения (ЦБМС) было реорганизовано в государственную контору по проек­тированию судов Судопроект, принявшую затем проектировщиков судостроительных заводов и верфей и переименованную в Судопроверфь. В соответствии с постановлением существенные изменения были привнесены и в технологию судостроения. Так на Балтийском заводе с 1928 года широкое распространение получила электросварка. Этот метод использовался для изготовления ответственнейших судовых конструкций (туннели гребных валов, фундаменты главных механизмов, конденсаторы главных паровых машин и т. д.), что на порядок повысило как производительность работ, так и надежность конструкций.

В 1928 году был построен грузопассажирский теплоход «Кооперация». К концу 1928 года тоннаж советского торгового флота составил 444 тысячи тонн. В этот год морской транспорт перевез 6,8 млн тонн каботажных грузов, 1,2 млн тонн грузов внешней торговли и 1,3 млн пассажиров.  

В целом за пятилетку валовая продукция судостроения возросла в 2,3 раза в сравнении с предыдущим периодом. На Адмиралтейском заводе началось серийное строительство достаточно современных на то время рефрижераторов типа «Волга», на Северной верфи – серии универсальных сухогрузов, на Балтийском заводе – грузопассажирских теплоходов типа «Абхазия», а на Сормовском – танкеров типа «Ленин» и пароходов для буксировки нефтеналивных барж по Волге. Соответственно, строили и сами нефтеналивные баржи. Строительство барж-бензовозов имело особое значение для народного хозяйства. К концу пятилетки было сдано в эксплуатацию более 30 таких бензовозов.

После Первой мировой и Гражданский войн страна приходила в себя, торговый морской и речной флоты нуждались в немедленном восстановлении. Морской флот пополнялся новыми судами, построенными на отечественных заводах: были созданы четыре серии лесовозов дедвейтом до 3500 тонн, лесовозы типа «Старый большевик» дедвейтом по 6180 тонн, серия грузопассажирских судов дедвейтом по 3000 тонн для плавания в северных морях.

Начиная с 1929 года на морском транспорте было широко развернуто соревнование бригад докеров, судовых экипажей, портов и пароходств, высшим этапом которого во второй пятилетке стало массовое стахановское движение. Результатом соревнования явился рост производительности труда.

См. публикацию «145-летие Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству»

См. публикацию «170-летие основания Сормовского завода»

 

Пароход «Кооперация». Источник изображения: https://pastvu.com/_p/a/t/g/z/tgzub63agsiqi6bufo.jpg Фотография из фондов Музея морского флотаКнига из фондов Музея морского флота

Новости

Все новости музея