Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

13.01.2020

13 января 1940 года, 80 лет назад, завершился 814-дневный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов».

Осенью 1937 года ледокольный пароход «Георгий Седов» после выполнения океанографических работ в море Лаптевых был направлен вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» в Архангельск. Путь судам преградил многолетний лед, и они оказались зажатыми западнее Новосибирских островов. 23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей с трех судов была вывезена на самолетах. Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов «Садко» и «Малыгин». Что касается «Георгия Седова», то у него был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком». Поэтому было принято решение превратить судно в плавающую полярную станцию. На ледоколе осталось 15 человек во главе с капитаном. Зажатый льдами «Георгий Седов» дрейфовал в приполюсном районе Северного Ледовитого океана 814 дней, пройдя 3307 миль. Условия дрейфа были очень тяжелыми. Так, в сентябре 1938 года «Георгий Седов» во время очередной подвижки льда получил пробоину, в результате чего принял большое количество воды и накренился в 30 градусов.

В ходе дрейфа был собран большой научный материал, проведены важные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения, включая данные о морских течениях, ветрах и дрейфе льдов. Первый год дрейфа совпал по времени с работой станции «Северный полюс-1». Поэтому сопоставление научных данных работы станции и научных наблюдений «Фрама» Ф. Нансена, а также седовцев позволило ученым приблизиться к познанию закономерностей природных процессов в Центральном полярном бассейне. Экспедиция развенчала миф о Земле Санникова («Георгий Седов» дважды прошел над районом предполагаемой Земли), получила образцы грунта с глубин более 3 тысяч метров, была установлена граница материковой отмели в море Лаптевых. 3 января 1940 года, во время нахождения судна в Гренландском море, к нему в условиях арктической зимы пробился ледокол «И. Сталин». К этому времени на судне почти не осталось топлива. 13 января 1940 года «Георгий Седов» был выведен ледоколом «И. Сталин» изо льда. 29 января 1940 года «Георгий Седов» пришел в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а само судно было награждено орденом Ленина.

См. видео «Героический дрейф «Георгия Седова»

См. публикацию «Легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов»

Л/п «Георгий Седов» во льдах. Авиаразведка перед подходом л/к «Ермак». Август 1938 г. Из фондов Музея морского флотаКапитан К.С. Бадигин в штурманской рубке ледокольного парохода «Георгий Седов». Из фондов Музея морского флота

Новости

  • Открытие судоходства по Мариинской водной системе

    02.08.2020

    2 августа (20 июля по старому стилю) 1810 года, 210 лет назад, было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. 

    Подробнее...  
  • День памяти российских воинов

    31.07.2020

    День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов, отмечается в Российской Федерации ежегодно 1 августа

    Подробнее...