Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

 01.04.2016

3 апреля 2016 года исполняется 131 год со дня рождения Б.А. Вилькицкого (1885‒1961), российского гидрографа-геодезиста, исследователя Арктики, контр-адмирала (1919).

По окончании Морского кадетского корпуса в Петербурге Борис Андреевич участвовал в чине мичмана в русско-японской войне 1904‒1905 годов на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры. В 1908 году окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии (Петербург) и был произведен в чин старшего лейтенанта. С 1908 по 1912 год выполнял гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке.

В 1910 году началась первая крупная гидрографическая экспедиция на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», направленная в Северный Ледовитый океан для освоения Северного морского пути. В 1913 году Вилькицкий был назначен начальником экспедиции.

В плавании 1913 года экспедиция открыла и нанесла на карты остров, названный именем Вилькицкого, Землю императора Николая II(с 1926 года архипелаг Северная Земля), острова Цесаревича Алексея (с 1926 года Малый Таймыр) и Старокадомского. В 1914‒1915 годах экспедиция совершила первое в истории СМП сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, открыла остров Новопашенного (ныне остров Жохова) и произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льда, его перемещением, произвела опись ряда мысов, уточнила координаты отдельных пунктов южного побережья архипелага Северная Земля.

С 1918 по 1920 год Вилькицкий возглавлял первую советскую гидрографическую экспедицию в Северный Ледовитый океан. В 1920 году Борис Андреевич эмигрировал в Англию, где работал до 1922 года. В 1923–1924 годах руководил товарообменными операциями на побережье Карского моря, возглавлял 3-ю и 4-ю Карские товарообменные экспедиции. Вернувшись в Англию в 1925 году, состоял на службе в частных морских компаниях, а затем переехал в Африку и почти до конца жизни работал гидрографом в Бельгийском Конго (Заир).

Последние годы жизни Вилькицкий провел в Брюсселе, где умер в 1961 году и был похоронен на Иксельском коммунальном кладбище. 20 ноября 1996 года его прах был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами отца и младшего брата.

Именем Вилькицкого названы пролив между Северной Землей и полуостровом Таймыр, соединяющий Карское море с морем Лаптевых, острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Р. Амундсена в 1919 году, а также гидрографическое судно («Борис Вилькицкий»).

Б.А. Вилькицкий

Пароходы «Таймыр» и «Вайгач» во время экспедиции в Северном Ледовитом океане

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...