Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

01.02.2017

2 февраля 1702 года Петром I подписана грамота, разрешавшая холмогорским купцам Осипу и Федору Баженовым (Бажениным) вести судостроительное дело, благодаря чему возникла целая династия архангелогородских мастеров, давших российскому флоту десятки кораблей и судов различных классов и типов.

В сентябре 1693 года на обратном пути из Архангельска в Москву Петр I осмотрел расположенные на притоке Северной Двины реке Вавчуге водяные лесопилки и мельницы купцов Осипа и Федора Бажениных. Оценив добросовестное отношение к своему делу и незаурядную предприимчивость братьев, царь предложил им подумать о постройке вблизи лесопильных мельниц частной судостроительной верфи. Баженовы согласились и получили царские привилегии. Ознакомившись с технологией судостроения и конструкцией стапелей на казенной Соломбальской верфи, а также наняв необходимых специалистов и работников, Баженины заложили вблизи своих мельниц новую верфь с несколькими стапелями. Когда в следующем году Петр I вторично посетил Вавчугу, работы там уже шли полным ходом. Еще через два года на Вавчугской верфи были заложены первые суда.

В жалованной грамоте от 2 февраля 1702 года Петр I предоставил братьям Бажениным право строить на Вавчуге суда для продажи и перевозки за границу собственных товаров и казенного леса. Братьям было разрешено использовать для заказываемых судов древесину из государственных лесов, нанимать матросов и шкиперов, иметь на судах для защиты от каперов пушки и боеприпасы. В этой же грамоте Петр I подчеркивал, что эти привилегии даны также для того, чтобы «...на то смотря иные всяких чинов люди, в таком же усердии нам Великому Государю нашему Царскому Величеству служили и радение свое объявляли». На протяжении всей жизни Петр следил за деятельностью братьев, поручая им ответственные задания. Буквально за несколько дней до своей смерти, в январе 1725 года, Петр послал в Архангельск корабельному мастеру Баженову приказ строить три новых корабля «груландских», 3 бота и 18 шлюпок. Дело корабелов братьев Баженовых продолжили их сыновья и внуки.

Неизвестный художник. Петр I на верфи. Вторая половина XX в. Из собрания Музея морского флота

Кораблестроительная верфь при Петре I. Источник изображения: http://www.poltava1712.ru/sites/default/files/verf_alyard.jpg

Новости

  • 100-летие выхода парохода «Федерация» в первое заграничное плавание

    09.11.2018

    10 ноября 1918 года, 100 лет назад, в первый заграничный рейс под красным флагом ушел из Петрограда пароход "Федерация"

    Подробнее...  
  • Ледокол «Ермак» – 120 лет со дня спуска на воду

    09.11.2018

    120 лет назад, 10 ноября 1898 года, на воду был спущен ледокол "Ермак", ставший первым в мире ледоколом, способным уверенно ходить среди льдов Арктики.

    Подробнее...