Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

 02.11.2016

3 ноября 1956 года спущено на воду научно-исследовательское судно «Михаил Ломоносов». Судно построено в 1956–1957 годах в ГДР на верфи «Нептун» в Варнемюнде и стало первым отечественным крупнотоннажным судном, специально построенным для комплексного изучения Мирового океана. Судовладелец – Морской Гидрофизический институт АН УССР. Судно выполнило 57 научных рейсов в Мировом океане (1957–1992).

Начиная с 1957 года «Михаилу Ломоносову» принадлежала ведущая роль в исследованиях Атлантического океана.

При водоизмещении в 5960 тонн «Михаил Ломоносов» имел следующие размерения: длина – 102 метров, ширина – 14,6 метров, осадка – 6 метров. Машины судна (мощностью 2450 л.с.) позволяли развивать скорость хода до 13 узлов. Дальность плавания «Михаила Ломоносова» составляла 11000 миль, а автономность, без пополнения запасов воды и топлива, 55 суток. Корпус судна имел особый ледяной пояс, обеспечивающий плавание в северных широтах. Экипаж «Михаила Ломоносова» насчитывал 70 человек, а научный состав – 65 человек. На судне было предусмотрено 16 научных лабораторий. Общая площадь лабораторных помещений «Михаила Ломоносова» составляла 324 кв. м.

Уже в первом рейсе в ноябре–декабре 1957 года экспедицией на судне «Михаил Ломоносов» было установлено, что в северо-восточной части Атлантического океана в осенне-зимний период слой океана до 700 метров состоит из хорошо перемешанных вод, приносимых Гольфстримом, а придонные слои заполнены холодными водами (с отрицательными температурами), формируемыми в Норвежском и Гренландском морях.

За время работы «Михаила Ломоносова» на его борту был сделан ряд важных открытий. Одним из открытий стало выявление взаимосвязи процессов, протекающих в водной среде Северной Атлантики, с циркуляцией атмосферы в Северном полушарии. Выполненный гидрологический разрез по меридиану 30° западной долготы от Гренландии до южного тропика, пересекающий все важнейшие струи Атлантических течений, позволил получить новые данные о Гольфстриме, Антильском, Северо-Атлантическом, Экваториальном и Канарском течениях.

«Михаил Ломоносов» у причала. 1974 г. Фото из собрания Музея морского флота (фототека ЦБНТИ МРФ)

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...