Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

07.10.2019

8 октября 1993 года вступило в силу постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России».

После распада СССР Россия потеряла основные порты, через которые осуществлялись главные перевозки, в частности в Прибалтике и Украине остались все новые нефтеналивные, сухогрузные, контейнерные и универсальные порты (Южный, Ильичевск, Вентспилс и др.). Резко сократилось количество судов. Требовались экстренные меры по возрождению флота. Необходимо было начать создание собственных новых портов и увеличить пропускную способность старых, восстановить судовой состав. Именно поэтому 8 октября 1993 года вступило в силу постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России», которым была утверждена Программа возрождения торгового флота России на 1993–2000 годы (собственно флота и портов). Данная программа была сосредоточена на решении следующих проблем:

- повышения пропускных возможностей морских портов и всей прибрежно-портовой инфраструктуры и их коммерческой привлекательности для судоходных компаний и грузовладельцев;

- устранения предпосылок возможной морской транспортно-коммуникационной изоляции страны в потенциально уязвимых морских регионах (Каспийском, Черноморском, Балтийском).

Постановление № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России» стало отправной точкой возрождения всей морской отрасли Российской Федерации. Залогом успешного выполнения данной программы является сегодняшнее состояние отечественного морского флота. Значительно расширены и модернизированы морские порты в Новороссийске, Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке, Калининграде, Архангельске, в Находке, Махачкале и в Туапсе, а также порты Восточный и Холмск. Построены новые порты: Усть-Луга, Приморский, Высоцк, Ломоносов, порт в бухте Батарейная, порт Кавказ и Сабетта и другие. В 2018 году грузооборот российских морских портов составил 816,4 млн тонн, что более чем в двое превысило объем перевалки грузов всеми морскими портами СССР в 1990 году. Мощность морских портов в 2018 году составила чуть более 1 млрд тонн. Строятся новейшие танкеры и газовозы, сухогрузы и рудовозы, суда обслуживающего флота (буксиры, ледоколы, научно-исследовательские суда). С 2004 года по настоящее время в строй было введено около 50 судов государственного назначения. В настоящее время развитие национального флота напрямую регулируется и контролируется государством. Это создает надлежащую базу, стимулирующую предприятия и организации к развитию инициативы и созданию предпосылок для решения проблем своими силами и за счет собственных средств. Прямое регулирование опирается на госбюджетные средства (строительство судов государственного назначения: аварийно-спасательных, природоохранных, гидрографических, ледокольных, научно-исследовательских, учебных). В целом сегодня российский морской флот переживает этап своего интенсивного возрождения.

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота Порт Усть-Луга. Источник изображения:  https://pbs.twimg.com/media/Dsd3VrfX4AY5dGq.jpg «Кристоф де Маржери» (ПАО «Совкомфлот») – первый в мире газовоз ледового класса Агс7 мощностью 45 МВт, способный самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра (в 2017 г. Севморпуть пройден за 6,5 суток). Источник изображения: https://seis.news/wp-content/uploads/2017/08/SCF_Cristophe-de-Margerie-LNG_Carrier.jpg2.	«Кристоф де Маржери» (ПАО «Совкомфлот») – первый в мире газовоз ледового класса Агс7 мощностью 45 МВт, способный самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра (в 2017 г. Севморпуть пройден за 6,5 суток). Источник изображения: https://seis.news/wp-content/uploads/2017/08/SCF_Cristophe-de-Margerie-LNG_Carrier.jpg

Модель атомного ледокола «50 лет Победы». Россия, 2007 г. Собрание Музея морского флотаЛедокол «Москва»  проекта 21900 (введен в строй в конце 2008 г.) Строящийся дизель-электрический ледокол проекта 22600 («ЛК-25») «Виктор Черномырдин»

Новости

  • Ледовая трасса Дороги жизни на Ладожском озере

    20.11.2020

    22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. 

    Подробнее...  
  • Онлайн-встреча, приуроченная к 250-летию со дня рождения И.Ф. Крузенштерна

    20.11.2020

    19 ноября в рамках проекта "Прогулки по музеям онлайн" Музей моркого флота провел Zoom-встречу с московскими школьниками.

    Подробнее...