Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

04.01.2021                                                                 

4 января, 320 лет назад, Петр I дал распоряжение о строительстве крепости для защиты Архангельска.

Новоархангельская крепость была заложена в 1701 году в 20 км к северу от центра Архангельска, на северо-западной оконечности острова Линский Прилук, по личному указанию царя Петра I для защиты Архангельского фарватера в связи с ожидаемым нападением шведов. Автор проекта – инженер Г.Э. Резе.  Выбор расположения крепости был очень удобным. Мореходный рукав, в месте предполагаемого сооружения, соединял город Архангельск с морем. В этом месте фарватер близко подходил к берегу, и корабли неминуемо попадали в зону огня крепостной артиллерии.

Крепость была построена в форме четырехугольной четырехбастионной цитадели (бастионы – Флажный, Морской, Могильный и Рогаточный), окруженной системой внешних укреплений: рвом, равелином, частоколом и гласисом. Внутри цитадели были отстроены здания для размещения коменданта и старших офицеров, пороховые погреба, казармы, склады и башня с флагштоком для поднятия крепостного флага, а также деревянная церковь. Стены крепости имели высоту 6,4 м от фундамента, толщину в основании – 3,2 м, а в верхней части – 2,1 м. Через каждые 5 м стены были усилены контрфорсами, защищающими их от артиллерийского огня. С внутренней стороны к стенам был насыпан земляной вал шириной в основании 20 м, а по верху стен был устроен земляной бруствер высотой 2 м. Стены были выложены из белого известняка с заполнением бутовым камнем. Для усиления прочности крепостных стен в двух уровнях были уложены металлические связи, а часть камней скреплялась металлическими скобами. Доступ в крепость осуществлялся через трое ворот: Двинские, Летние и Равелинные. Покинуть крепость незаметно можно было через 10 подземных ходов. Снаружи крепость окружал ров шириной 30 м, заполненный водой, который создавал дополнительную защиту крепости.

Уже летом 1701 года у только что начатой строительством крепости огнем береговых батарей была разгромлена шведская эскадра, намеревавшаяся атаковать Архангельск. При этом были захвачены два шведских корабля, которые стали первыми русскими военными трофеями в Северной войне (1700–1721). Стройка велась быстрыми темпами. В 1705 году была построена цитадель, а в 1714 году закончено сооружение всего фортификационного комплекса. Однако отдельные работы продолжались до 1721 года. С XVIII по XIX век крепость несколько раз перестраивалась и модернизировалась.

В годы Крымской войны (1853–1856) именно наличие Новоархангельской крепости сорвало планы нападения на Архангельск объединенной англо-французской эскадры. Опасаясь огня крепостных орудий, неприятель так и не решился войти в устье Северной Двины. В 1863 году Новоархангельская крепость, как устаревшая и не отвечающая требованиям времени, была упразднена и передана в ведение Архангельской епархии. В 1911–1913 годах предполагалось провести масштабную реставрацию крепости, но работам помешала Первая мировая война (1914–1918). В советское и постсоветское время на территории крепости находилась детская колония-коммуна, а затем исправительно-трудовое учреждение. В 2007 году крепость была передана Архангельскому областному краеведческому музею, получив статус памятника федерального значения. С 2008 года на территории крепости начались противоаварийные и археологические работы. В сентябре 2020 года руководство Архангельской области приняло решение о ее полной реставрации, приуроченной к 350-летию со дня рождения Петра I в 2022 году.

См. публикацию "День основания города Архангельска"

Гравюра XVIII века. Худ. Корнелиус де-Брюйн. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/Novodvinskaya.krepost.1711.jpg

Макет крепости в Краеведческом музее Архангельска. Источник изображения:
https://zen.yandex.ru/media/seafarer/novodvinskaia-krepost-pervaia-i-posledniaia-popytka-shvedov-proiti-k-arhangelsku-bolshe-nikto-ne-pytalsia-5d639a5397b5d400ad6ada24

Современный вид. Источник изображения:
https://zen.yandex.ru/media/seafarer/novodvinskaia-krepost-pervaia-i-posledniaia-popytka-shvedov-proiti-k-arhangelsku-bolshe-nikto-ne-pytalsia-5d639a5397b5d400ad6ada24

Медаль «К 400-летию г. Архангельска». Медальер В.М. Никищенко. СССР, 1985 г. Собрание Музея морского флота

 

 

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

 

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • 95-летие выхода Постановления о праве собственности на торговые суда

    23.09.2021

    24 сентября 1926 года, 95 лет назад, вышло Постановление ЦИК и Совнаркома о праве собственности на торговые суда, плавающие на внутренних водных путях Союза ССР, о праве постройки и эксплуатации указанных судов и о приписке их к управлениям внутренних водных путей.

    Подробнее...  
  • День города-2021

    13.09.2021

    Музей морского флота совместно с московским бургер-баром Burger Heroes организовали и провели праздничные мероприятия в рамках ежегодного общегородского праздника – Дня города.

    Подробнее...

Все новости музея