Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

22.03.2021

23 марта 1781 года, 240 лет назад, вышел указ Сената об основании в Холмогорах первой в России мореходной школы.

К 1780-м годам развитие российского торгового мореплавания обусловило необходимость подготовки высококвалифицированных командных кадров для торговых судов. Поэтому 23 марта 1781 года Высочайшим указом Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору А.П. Мельгунову было предложено учредить в Холмогорах мореходную школу.

Новая мореходная школа была определена в ведение Вологодского (позднее Архангельского) приказа общественного призрения. «Учреждаемая в городе Холмогорах мореходная школа, – говорилось в документе приказа, – имеет служить для всех жителей Вологодского наместничества, губернского, областных и уездных городов, так что дети их будут обучаемы наукам, к мореходству потребным, без всякой заплаты». В мореходной школе полагались следующие классы: российской грамоты и письма, арифметики, геометрии и тригонометрии, купеческой навигации, сферики, астрономии, круглой навигации, морской картографии, голландского, английского, немецкого и французского языков, бухгалтерства (на италианский образец). Намечалось также, что «ежегодно в сей школе будут делаемы экзамены».

В том же году был произведен набор – 33 ученика. Занятия в школе начались в октябре 1781 года. С 1784 года учеников школы начинают направлять на купеческие суда. Уходящим в море выдавались специальные паспорта за подписью архангельского губернатора, скрепленные гербовой печатью.

1786 году мореходную школу перевели из Холмогор в Архангельск. В указе, подписанном Екатериной II 4 апреля 1786 года, значилось: «Мореходную школу, в Холмогорах учрежденную, перевести в губернский город Архангельск для лучшей удобности и выгоды... для того, что ученики будут иметь всегда ввиду адмиралтейство и купеческие суда и, следовательно, более способов к практическому научению». Для школы был подыскан каменный дом казенной палаты в центральной части города с тремя флигелями для квартир директора и учителей и «житья учеников».

Мореходная школа стала солидным учебным заведением в губернском городе, но ненадолго. Казалось бы, от перемещения в Архангельск школа должна была только выиграть. Уже одно пребывание в портовом городе, где велась внешняя торговля, имелись судостроительные верфи, и ученики могли изучать кораблестроение и проходить морскую практику, составляло огромное преимущество.

К сожалению, в начале XIX века для России сложились неблагоприятные условия в торговых отношениях с заграницей. Спрос на подготовку командных кадров для морских купеческих судов упал, что самым негативным образом сказалось на мореходной школе. В 1804 году мореходный класс школы был закрыт, и она продолжила существование уже как народное училище. Несмотря на это Холмогорская мореходная школа стала заметной вехой в истории отечественного торгового флота. Именно с даты основания этой мореходной школы ведет отсчет вся российская система профессиональной подготовки командных кадров для торгового флота России.

См. публикацию "Первая мореходная школа для торгового флота России"

См. публикацию "320-летие учреждения Школы математических и навигацких наук"

См. публикацию "Школы Морского ведомства"

Указ о создании мореходной школы в Холмогорах. Из личного архива В.В. Шигина.

Здание мореходной школы. Из личного архива В.В. Шигина.

Занятия в мореходной школе. Из личного архива В.В. Шигина.

Новости

Все новости музея