Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

04.08.2021

5 августа 1716 года, 305 лет назад, соединенный русско-англо-датско-голландский флот вышел из Копенгагена к Борнхольму под верховной командой Петра I.

В 1716 году союзниками по антишведской коалиции (Россия, Голландия, Дания и Англия) было решено провести акцию устрашения шведов, собрав у Копенгагена огромный союзнический флот. Так, английская эскадра насчитывала 19 линейных кораблей, российская 18 линейных кораблей и фрегат, голландская эскадра – 6 линейных кораблей. Несколько кораблей выделили и датчане. Как старшему по положению, среди всех адмиралов, Петру I было предложено возглавить объединенный союзнический флот. Русский царь этому назначению был чрезвычайно рад, так как видел в этом признание военно-морской мощи России первыми морскими державами Европы.

5 августа 1716 года на русском флагманском корабле «Ингерманланд» был поднят царский штандарт, которому салютовали все суда эскадры (92 кроме галер) и крепость. Петра «поздравляли яко командира своего в начале адмирал английский Норрис из 21 пушки, да генерал адмирал Гульденлев из 27 пушек, и в показание вящего почтения сначала все датские адмиралы и другие флагманы флаги свои на несколько минут спустили и потом подняли паки… Такой чести никоторый монарх от начала света не имел, что изволит ныне командовать четырех народов флотами», – писал один из современников событий. Русский флот на эти приветствия ответил 21 выстрелом салютов. Целью похода было защитить торговые суда от возможного нападения шведских кораблей. Русская эскадра по качеству судов, силе артиллерии и общей боеспособности не уступала английской и бесспорно превосходила датскую и голландскую.

Выйдя в море, флот союзников шведский флот так и не нашел. Шведы благоразумно спрятались в своих портах. В ночь с 8 на 9 августа 1716 года союзный флот, прикрыв большой торговый караван, появился у Борнхольма. Тогда же начались первые разногласия между союзниками. Если Петр I стоял за активные действия против шведов, то датчане, англичане и голландцы предпочитали не рисковать. Датский командующий вообще отказался выделять корабли для разведки и крейсирования. Русский царь прокомментировал это так: «Бог ведает, какое мучение с датчанами, сущее надобное время упускают, и будто чужое дело делают». 22 августа союзный флот, стоявший на якорях западнее Борнхольма, взял обратный курс. Причиной возвращения стала «жестокая погода». К этому времени русские подготовили 20-тысячный корпус для действия на Аландских островах, но датчане не выделили ни одного корабля.

В ноябре 1716 года союзные эскадры разошлись по своим портам. А буквально на следующий год англичане, боясь чрезмерного усиления России на Балтике, уже фактически перешли в лагерь шведов. Хотя с военной точки зрения этот поход не имел существенного значения, в политическом и моральном плане это был большой успех. Россия наглядно для всех становилась в ряд великих европейских морских держав и признавалась ими. Петр I сам высоко оценил это событие. По его распоряжению была выбита медаль с надписью: «Владычествует четырьмя. При Борнголме».

См. публикацию «180-летие открытия памятника Петру I в Кронштадте»

Новости

  • 95-летие выхода Постановления о праве собственности на торговые суда

    23.09.2021

    24 сентября 1926 года, 95 лет назад, вышло Постановление ЦИК и Совнаркома о праве собственности на торговые суда, плавающие на внутренних водных путях Союза ССР, о праве постройки и эксплуатации указанных судов и о приписке их к управлениям внутренних водных путей.

    Подробнее...  
  • День города-2021

    13.09.2021

    Музей морского флота совместно с московским бургер-баром Burger Heroes организовали и провели праздничные мероприятия в рамках ежегодного общегородского праздника – Дня города.

    Подробнее...

Все новости музея