Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

15.02.2022

16 февраля 1932 года, 90 лет назад, вышло постановление Совета народных комиссаров СССР об организации экспедиции по Северному морскому пути из Архангельска во Владивосток для изучения физико-географических и судоходных условий морей, омывающих берега Сибири.

В начале 1930-х годов на повестке дня в СССР встал вопрос масштабного освоения арктических вод. 16 февраля 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «Об организации экспедиции по Северному морскому пути из Архангельска во Владивосток для изучения физико-географических и судоходных условий морей, омывающих берега Сибири». Перед моряками и учеными ставилась задача совершить сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию. В случае успеха этой экспедиции открывалась возможность организации последующих регулярных сквозных плаваний, что способствовало бы не только освоению Севера, но и значительно увеличивало эффективность советского народного хозяйства.

28 июля 1932 года, в свете выполнения постановления Совнаркома СССР, ледокольный пароход «А. Сибиряков», под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя по научной части В.Ю. Визе, вышел из Архангельска к берегам Камчатки. Пройдя через пролив Маточкин Шар в Карское море, 3 августа 1932 года судно достигло порта Диксон, где пополнило запасы угля. Далее «А. Сибиряков» взял курс на Северную Землю, открыв по пути остров Сидорова (название было дано в честь военного гидрографа К.Е. Сидорова). Данное открытие положило начало будущему открытию группы островов Арктического института.

14 августа 1932 года «А. Сибиряков» подошел к острову Домашний (архипелаг Северная Земля) на встречу с зимовщиками Г.А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты архипелага. После встречи с полярниками «А. Сибиряков», обогнув с севера остров Комсомолец, прошел из Карского моря в море Лаптевых до бухты Тикси. В конце августа из Тикси ледокольный пароход продолжил путь на восток, взяв на буксир два колесных ленских парохода, которые довел до устья реки Колымы. Вблизи Чаунской губы «А. Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября судно пробилось через торосы до острова Колючин. При этом льдами были сломаны все четыре лопасти винта. Ремонт винта занял шесть дней. После этого судно продолжило плавание, но через два дня очередной льдиной снова срезало вал винта с муфтой и лопастями. После этого обездвиженный «А. Сибиряков» начал десятидневный дрейф под импровизированными парусами, сшитыми из угольных мешков. Так судно медленно продвигалось на юго-восток.

1 октября 1932 года капитан В.И. Воронин вывел «А. Сибиряков» на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года «А. Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.

Таким образом, ледокольный пароход «А. Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути, от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию. Многовековая мечта исследователей Арктики была воплощена в жизнь!

12 декабря 1932 года, по предложению И.В. Сталина, было принято постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), с главной задачей: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечивать безопасность плавания по этому пути». Возглавил ГУСМП академик О.Ю. Шмидт. В целях более эффективной работы были организованы территориальные управления ГУСМП в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. ГУСМП были переданы все имевшиеся в СССР ледоколы и ледокольные пароходы, самолеты. Одновременно началось создание сети полярных станций, строительство и оборудование портов и авиабаз, строительство новых ледокольных судов, освоение месторождений полезных ископаемых. Началась новая эпоха освоения Арктики.

См. публикацию «85-летие выхода из Архангельска ледокольного парохода «А. Сибиряков»

См. публикацию «Подвиг ледокольного парохода «Сибиряков» в разделе «Кают-компания»

См. публикацию «Постановление «О мероприятиях по освоению Северного морского пути»

Маршрут трансарктического плавания ледокольного парохода «А. Сибиряков» в 1932 г. Источник изображения:
https://mir-znaniy.com/wp-content/uploads/2017/12/Marshrut-nauchnoy-e%60kspeditsii-na-ledokole---Sibiryakov---v-1932-g..png

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт в лодке парохода «А. Сибиряков». 1932 г. Фотография из фондов Музея морского флота

Фотография из фондов Музея морского флота

Фотографии из альбома «Поход ледокола «А. Сибиряков». Собрание Музея морского флота

Фотография из альбома «Поход ледокола «Сибиряков» (М.,1933). Собрание Музея морского флота

Книга из фондов Музея морского флота

Книга из фондов Музея морского флота

Новости

Все новости музея