Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

09.03.2022

10 марта 1837 года, 185 лет назад, императорским указом были изданы первые в России «Правила плавания для паровых судов», состоящие из 10 параграфов.

В ХIХ веке на речном транспорте России произошли важные преобразования, связанные с появлением парового флота и переходом к новым формам судоходства. В это время на реках были представлены следующие формы судоходства: самосплав и бурлацкая тяга с частичным использованием парусов, безраздельно господствовавшие до появления парового флота, конно-машинные суда, пришедшие на смену бурлакам, для буксировки судов против течения, кабестаны, являвшиеся переходным типом паровых судов и, наконец, пароходы, наглядно показавшие технические и экономические преимущества паровой машинной техники. В сложившихся условиях безотлагательно требовалось создать на реках элементарный порядок в движении разнородного флота. Отсутствие твердо установленных правил судоходства тормозило его развитие. Существовавший ранее «Устав купеческого водоходства» не мог служить делу упорядочения движения паровых судов. Поэтому императорским указом от 10 марта 1837 года были изданы первые в России «Правила плавания для паровых судов», состоявшие всего из 10 параграфов.

Основные положения этих Правил сводились к следующему:

а) движение пароходов должно производиться по правой стороне реки, чтобы «при всяком ветре, погоде и течении... идущие противными курсами оставляли один другого с левой от себя стороны»;

б) при встрече парохода с парусным или гребным судном, идущим пересекающимся курсом, первый обязан «во всяком случае пропускать их, несмотря ни на какую силу ветра и течения пли состояние погоды»;

в) при проходе мимо небольших гребных и парусных судов пароходы должны были «уменьшить или остановить свой ход так, чтобы не только предупредить всякое несчастье, могущее произойти от слишком близкого прохождения парохода мимо судна, на даже чтобы не подать судну справедливой причины к опасению»;

г) в ночное время пароходы должны были нести «в носовой части три огня в фонарях, поднятых горизонтально на рее так, чтобы огни были видимы по всем направлениям».

За нарушение правил предусматривалось наложение штрафа в размере 100 руб. «в пользу лоцманских вдов и сирот»; а в случае причинения судну вреда на виновника относились все издержки, на «возмещение такого вреда потребные». Правила плавания 1837 года с незначительными изменениями и дополнениями действовали на Волге и Каме до 1867 года, а на других реках – до 1874 года. При этом первый же опыт их применения потребовал внесения корректив, вызванных неучтенными особенностями речного судовождения. Поэтому указом от 8 февраля 1838 года судам, плававшим на участке Волги – от Твери до Рыбинска, где узкий и извилистый судовой ход, далеко не всегда была возможность идти только вдоль правого по ходу берега, уже было разрешено двигаться по любой стороне, «смотря по удобству». Позднее это правило было распространено и на другие участки Волги и Камы.

См. публикацию «Метеор» – первый русский паровой корабль»

Первые речные пароходы расходятся в соответствии с правилами 1837 года. Источник изображения:
https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/15391595/15391595_original.jpg

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея