Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

09.06.2022

Петр Алексеевич Романов родился 9 июня (30 мая по старому стилю) 1672 года. Он получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий, а затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров Петр освоил много ремесел – столярное, токарное, оружейное, кузнечное. По воспоминаниям современников, Петр I был физически крепким, подвижным, и любознательным. Он обладал хорошей памятью и справлялся с любым делом, за которое брался.

Начало правления Петра I не было спокойным: после смерти бездетного царя Федора Алексеевича династии Милославских и Нарышкиных боролись за то, чтобы именно их потомок стал правителем. В апреле 1682 года Петр был возведен на престол в обход сводного старшего брата Ивана. Всего через месяц случился дворцовый переворот, Иван и Петр были назначены «старшим» и «младшим» царями при правительнице Софье. В августе 1689 года Петр I подавил организованный Софьей дворцовый переворот и отправил ее в Новодевичий монастырь, но только в 1696 году – после смерти Ивана – стал единодержавным царем.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада. Впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета. Петр I поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней морской торговли.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей.

Особое внимание Петр I уделял военному и морскому делу. В 1689-1693 годах под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева он обучался строительству кораблей на Переславском озере. Во время первой заграничной поездки 1697-1698 годов прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии, полгода работал плотником верфях Амстердама.

Стремясь к техническому перевооружению флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов, создал стройную систему базирования флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. Было построено большое количество гребных и парусных судов.

В годы Северной войны Петр I создал регулярный военно-морской флот. Основой устройства вооруженных сил явились рекрутская повинность (1705) и обязательная военная служба дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми и сержантами гвардии. Организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов флота определяли Морской устав (1720) и Морской регламент (1722), в разработке которых участвовал Петр I.

Введенные Петром I принципы организации регулярного флота и разработанные им правила военно-морского искусства предопределили на многие десятилетия развитие военного дела в России, явились основой «петровской» военной школы, из которой позже вышли выдающиеся флотоводцы Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов.

Музей морского флота подготовил материалы, которые подробнее расскажут о Петре Великом: Петр I – основатель российского флота, Ботик Петра Великого, Гангутское сражение, Создатели Морского устава, Начало Балтийского флота

Неизвестный художник. Портрет Петра I. Собрание Музея морского флота С. Пен. (2021) Петр Первый в Голландии. Санкт-Петербург Источник: https://www.svpen.ru/ C. Кириллов (1985) Эскиз к картине «Морским судам быть!» (Петр I). Источник: https://www.kirillovgallery.ru/ С. Пен (2014). Строительство корабля «Гото Предестинация» на верфях в Воронеже,1699 год. Из собрания Центрального военно-морского музея. Источник: https://www.svpen.ru/ Петр I. Уменьшенная копия памятника М.М. Антокольского 1872 года. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея