Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

В фондах музея широко представлены предметы, которые отражают различные этапы развития истории науки и техники судостроения: детали судов, механизмы, средства управления судном, приборы, средства навигации, а также другие технические устройства, раскрывающие творческую деятельность ученых, инженеров и изобретателей, иллюстрирующие характерные особенности технического дизайна.

Многие предметы имеют большую историческую ценность: штурвал на рулевой колонке, находящийся в подлинной ходовой рубке легендарного ледореза «Ф. Литке»; бинокль Н.М. Николаева, капитана ледореза; машинный телеграф, осуществляющий связь командного мостика с машинным отделением; навигационные приборы, с помощью которых штурман выполнял прокладку маршрута судна по безбрежным морским просторам.

Коллекция включает уникальные модели судов и кораблей, сделанных в макетных мастерских судостроительных заводов, по которым можно проследить эволюцию судостроения с начала XIX века, а также получить информацию о технических характеристиках судов. Среди них можно выделить модель фрегата «Паллада» (1970-е годы), первым командиром которого был капитан-лейтенант П.С. Нахимов, в будущем ставший прославленным адмиралом. Корабль был построен с учетом всех  технических новшеств в конструкции и вооружении, принятых на флотах передовых стран Европы к началу 1830-х годов.

Отечественная история великих географических открытий представлена моделью шлюпа «Мирный». В 1820 году экспедиция под командованием известных русских мореплавателей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла шестой континент Земли – Антарктиду.

Начало эпохи использования паровых машин на судах демонстрирует модель первого российского серийного парохода «Ханка» (начало 1960-х годов).

По многочисленному собранию моделей ледоколов можно составить полное представление об истории ледокольного флота России – от самых ранних образцов  до современных атомоходов. Начало исследований в Арктике, первые антарктические экспедиции и освоение Северного морского пути, совместные действия морского транспорта с Военно-морским флотом в годы Великой Отечественной войны, современные полярные экспедиции – эти важнейшие вехи на пути развития отечественного флота неразрывно связаны с именами многих ледокольных судов.

Богатым разнообразием отличается коллекция судовых, измерительных и оптических приборов, средств навигации, управления и связи. В собрании музея имеются различные  образцы якорей, среди которых якорный камень – первый известный человечеству вид якоря, а также римский якорь V века, классические – адмиралтейские якоря и современные модификации якоря Холла.

Модель фрегата «Паллада». 1970-е гг. Из фондов музеяЯкорный камень. Из фондов музеяМодель атомного ледокола «Арктика». Из фондов музеяМашинный телеграф. Из фондов музеяПрибор штурманский (протрактор). Из фондов музеяШтурвал и нактоуз ледореза «Ф. Литке». Из фондов музея

Адмиралтейский якорь. Из фондов музеяЯкорь Матросова (разновидность якоря Холла). Из фондов музея

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...