Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

В фондах музея широко представлены предметы, которые отражают различные этапы развития истории науки и техники судостроения: детали судов, механизмы, средства управления судном, приборы, средства навигации, а также другие технические устройства, раскрывающие творческую деятельность ученых, инженеров и изобретателей, иллюстрирующие характерные особенности технического дизайна.

Многие предметы имеют большую историческую ценность: штурвал на рулевой колонке, находящийся в подлинной ходовой рубке легендарного ледореза «Ф. Литке»; бинокль Н.М. Николаева, капитана ледореза; машинный телеграф, осуществляющий связь командного мостика с машинным отделением; навигационные приборы, с помощью которых штурман выполнял прокладку маршрута судна по безбрежным морским просторам.

Коллекция включает уникальные модели судов и кораблей, сделанных в макетных мастерских судостроительных заводов, по которым можно проследить эволюцию судостроения с начала XIX века, а также получить информацию о технических характеристиках судов. Среди них можно выделить модель фрегата «Паллада» (1970-е годы), первым командиром которого был капитан-лейтенант П.С. Нахимов, в будущем ставший прославленным адмиралом. Корабль был построен с учетом всех  технических новшеств в конструкции и вооружении, принятых на флотах передовых стран Европы к началу 1830-х годов.

Отечественная история великих географических открытий представлена моделью шлюпа «Мирный». В 1820 году экспедиция под командованием известных русских мореплавателей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла шестой континент Земли – Антарктиду.

Начало эпохи использования паровых машин на судах демонстрирует модель первого российского серийного парохода «Ханка» (начало 1960-х годов).

По многочисленному собранию моделей ледоколов можно составить полное представление об истории ледокольного флота России – от самых ранних образцов  до современных атомоходов. Начало исследований в Арктике, первые антарктические экспедиции и освоение Северного морского пути, совместные действия морского транспорта с Военно-морским флотом в годы Великой Отечественной войны, современные полярные экспедиции – эти важнейшие вехи на пути развития отечественного флота неразрывно связаны с именами многих ледокольных судов.

Богатым разнообразием отличается коллекция судовых, измерительных и оптических приборов, средств навигации, управления и связи. В собрании музея имеются различные  образцы якорей, среди которых якорный камень – первый известный человечеству вид якоря, а также римский якорь V века, классические – адмиралтейские якоря и современные модификации якоря Холла.

Модель фрегата «Паллада». 1970-е гг. Из фондов музеяЯкорный камень. Из фондов музеяМодель атомного ледокола «Арктика». Из фондов музеяМашинный телеграф. Из фондов музеяПрибор штурманский (протрактор). Из фондов музеяШтурвал и нактоуз ледореза «Ф. Литке». Из фондов музея

Адмиралтейский якорь. Из фондов музеяЯкорь Матросова (разновидность якоря Холла). Из фондов музея

Новости

  • Основание города Одесса

    21.08.2017

    27 мая (7 июня) 1794 года императрица Екатерина II издала рескрипт об основании города и гавани на месте Хаджибея,

    Подробнее...  
  • 40 лет назад а/л «Арктика» достиг Северного полюса

    16.08.2017

    17 августа 2017 года исполняется 40 лет с того дня, когда атомный ледокол «Арктика» под командованием капитана Ю.С. Кучиева стал первым в истории надводным судном, достигшим в свободном плавании Северного полюса (1977 г.).

    Подробнее...