Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

В разделе предполагается публикация статей по морской и речной тематике, информации о значимых событиях в истории отечественного флота и в целом освоении Мирового океана, а также интересных фактов из биографий людей, посвятивших свою жизнь покорению водных просторов Земли.

Всех заинтересованных приглашаем посетить нашу Кают-компанию.

 

 К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ НАПРОЛОМ!

К концу ХIХ века в России началось интенсивное исследование Арктики. Энтузиасты уходили в полярные льды в поисках неизведанных островов и земель, в надежде достичь Северного полюса земли. Кто-то возвращался обратно с победой, кто-то исчезал во льдах навсегда... Но остановить их не могло ничто, ибо Россия всерьез и надолго взялась за исследование и освоение своих северных границ.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ЭТОТ НЕВЕДОМЫЙ ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Наверное, ни один из исторических деятелей не удостоился такого количества мифов и легенд, как великий первооткрыватель Америки Христофор Колумб. Отчаянные споры историков относительно содеянного им, как и относительно всей его жизни, идут, не прекращаясь, вот уже не одно столетие, однако до сих пор вопросов вокруг Колумба куда больше, чем ответов на них. Личность и дела знаменитого мореплавателя по-прежнему покрыты плотной завесой тайны.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОДВИГ «ТАЙМЫРА» И «ВАЙГАЧА»

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) (1910–1915 гг.) была организована с целью разработки и освоения Северного морского пути. Специально для экспедиции на Невском заводе в Петербурге в 1909 году были построены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тысяч тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Суда снабдили радиостанциями с дальностью действия до 150 миль. Экипажи «Таймыра» и «Вайгача» подбирались из добровольцев ввиду чрезвычайной сложности и опасности данных исследовательских работ.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ

В марте 1819 года адмирал И.Ф. Крузенштерн направил письмо морскому министру о необходимости исследования полярных вод. В письме И.Ф. Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции — к Северному и к Южному полюсам. В каждую экспедицию планировалось включить по два судна.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВНИЕ РУССКОГО ФЛОТА

Первое кругосветное плавание русских моряков в 1803–1806 годах стало важнейшей вехой в истории нашего государства и флота, внесло весомый вклад в изучение мирового океана и способствовало повышению авторитета России, как великой морской державы. Перед моряками были поставлены серьезные задачи.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В ходе Северной войны (1700–1721) в кампанию 1714 года Петр Первый планировал занять Аландский архипелаг, от которого было уже рукой подать до столицы Швеции Стокгольма. Шведы же планировали разбить молодой русский флот на подходах к берегам Швеции.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ЭКСПЕДИЦИИ ВИТУСА БЕРИНГА

В 1714–1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра Первого было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив известие об этом, Петр решил организовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

КАК АМЕРИКА СТАЛА АМЕРИКОЙ

И на самом деле, почему Америка стала Америкой, хотя открыл ее Христофор Колумб? Ведь если следовать логике, она должна была именоваться Колумбией. Представьте себе: Северная Колумбия и Южная Колумбия... Но этого так и не произошло. Виной тому стал скромный флорентиец Америго (Америко) Веспуччи.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПЛАВАНИЕ ФРЕГАТА «ПАЛЛАДА»

Знаменитый фрегат «Паллада» был заложен на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года и спущен на воду 1 сентября 1832 года. В отличие от ранее строившихся фрегатов «Паллада» проектировалась инженером В.Ф. Строке, по типу т.н. «американских фрегатов» – судов, имевших мощное, почти линкоровское вооружение и предназначенных для океанских плаваний.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ. ЖИЗНЬ В СЛУЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВУ

Около двух десятилетий Черноморским флотом командовал выдающийся мореплаватель и флотоводец адмирал Михаил Петрович Лазарев, чья деятельность занимает особое место в истории отечественного флота. Этот период современники по праву назвали «Лазаревской эпохой» флота. Около двух десятилетий деятельность Лазарева была связана с Севастополем.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ БАКАЕВ. ОТ МАТРОСА ДО МИНИСТРА

21 ноября 1902 года в г. Бежица Брянской области родился Виктор Георгиевич Бакаев (1902–1987). Советский государственный деятель, доктор технических наук, профессор, он целиком посвятил себя отечественному морскому торговому флоту.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОЛЯРНИК НОМЕР ОДИН

Знаменитый советский полярник Иван Дмитриевич Папанин родился в 1894 году в Севастополе. Его отец был простым матросом в порту, так что вся жизнь мальчика прошла рядом с морем, еще подростком он начал трудиться, закончив всего четыре класса начальной школы.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ГДЕ РАЗ ПОДНЯТ РУССКИЙ ФЛАГ, ОН УЖЕ СПУСКАТЬСЯ НЕ ДОЛЖЕН

Геннадий Иванович Невельской родился 23 ноября (5 декабря по н.ст.) 1813 г. в имении Дракино Костромской губернии. Его отец являлся потомственным морским офицером, из старинного костромского дворянского рода, поэтому судьба мальчика была предрешена заранее.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ОБОГНАВШИЙ ВРЕМЯ

к 100-летию со дня рождения конструктора экранопланов Р.Е. Алексеева

Чтобы по достоинству оценить талант другого человека, надо самому иметь талант. Чтобы понять полет мысли гения, нужно время, так как современники зачастую просто не в силах оценить по достоинству современников. Порой для этого нужны годы, порой даже века.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ФЛАГМАН СОВЕТСКОЙ МОРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всеволод Витальевич Вишневский является одним из наиболее крупных отечественных писателей-маринистов ХХ века. Лично храбрый, он был искренне беспощаден с врагами социализма и партии, не боялся брать ответственность на себя в самых сложных делах, но, с той же легкостью, в случае необходимости, мог отказаться от вчерашних друзей и соратников. Безусловно, очень талантливый и удивительно работоспособный, он четко улавливал конъюнктуру и почти никогда не ошибался с тематикой своих произведений.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

АДМИРАЛ МАКАРОВ - МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ И ФЛОТОВОДЕЦ

Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития отечественного флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX века.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

МОРЕ БРАТЬЕВ ЛАПТЕВЫХ

Морем братьев Лаптевых названа часть Северного Ледовитого океана у берегов Сибири, между Северной землей и Новосибирскими островами в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых, исследовавших его берега в составе Великой Северной экспедиции.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ

В марте 1819 года адмирал И.Ф. Крузенштерн направил письмо морскому министру о необходимости исследования полярных вод. В письме Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции — к Северному и к Южному полюсам.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОДВИГ ГЕОРГИЯ СЕДОВА

Арктика и Северный полюс всегда манили исследователей, начиная с XVII и до XX  века, десятки экспедиций пытались достичь Северного полюса. Тяжелейшие условия, в которых проходили экспедиции, гибель предшественников не останавливали энтузиастов. В начале XX века русские моряки предприняли настоящимй штурм Арктики.

 С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ЧУДО «МОРСКОГО СБОРНИКА»

В 50-х годах прощлого века на экраны страны вышел фильм о моряках парусного флота «Вокруг света на «Витязе». Там, вернувшийся из трехлетнего из плавания офицер, пожимая руку встречавшему его в Кронштадте товарищу, первым делом спрашивал: «А что нового в «Морском сборнике»? С той далекой поры минуло немало лет, но и поныне наши моряки после долгих походов задают этот традиционный вопрос.

 С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

АДМИРАЛ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ

За более чем трехвековую историю российского флота в нем было немало достойных и талантливых флотоводцев, однако имя адмирала Федора Федоровича Ушакова особо значимо для всех россиян.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ЛЕДОВЫЙ ДЕБЮТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК»

После проведения испытаний «Ермака» вице-адмирал С.О. Макаров не стал дожидаться наступления весны, а, покинув английский Ньюкасл, взял курс на Кронштадт. Решение Макарова было весьма рискованное - пробиться в Кронштадт, взломав льды Финского залива, доказав этим эффективность своего детища.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Всемирный день водных ресурсов (World Day for Water) отмечается ежегодно 22 марта. Этот Всемирный день был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОДВИГ И ТРАГЕДИЯ ЭДУАРДА ТОЛЛЯ

Знаменитый российский полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль родился в городе Ревеле (ныне Таллин). Там же окончил школу.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

СОЗДАТЕЛИ МОРСКОГО УСТАВА

Наверное, ни один из законов России не имеет столь славной истории, как Морской устав Петра Великого. Принятый в 1720 году, он просуществовал до эпохи парового флота, да и в последующее время многие его главы так и остались неизменными.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ВКЛАД МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Моряки торгового флота внесли огромный вклад в дело Великой Победы. В первые дни войны нелегко пришлось морякам Балтийского, Северного и Черноморского морских бассейнов. Именно они первыми приняли на себя удар врага.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ИЗ «ЗАПИСОК» АДМИРАЛА П.В. ЧИЧАГОВА

В своих мемуарах адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767-1849) оставил весьма подробное и интересное описание полярной экспедиции своего отца адмирала В.Я. Чичагова (1726-1809), совершенной в 1764-1765 годах.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ КОРВЕТА «ВИТЯЗЬ» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МИРОВОЙ НАУКИ

Корвет «Витязь» был заложен в 1883 году на Франко-русском заводе в Петербурге. В 1884 году корвет был спущен на воду, и его командиром был назначен герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов георгиевский кавалер флигель-адъютант капитан 1-го ранга С.О. Макаров.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

 «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-1». К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАБОТЫ

В начале 1935 года руководство СССР решило организовать высокоширотную экспедицию в район Северного полюса. О том, какое важное значение придавалось в Советском Союзе будущей экспедиции, красноречиво свидетельствует целая серия специальных заседаний в Кремле с участием первых лиц пролетарского государства.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПЕРВАЯ ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА «САДКО»

После того как ледокольный пароход «Сибиряков» в 1932 г. впервые в истории полярных стран прошел в одну навигацию из Архангельска во Владивосток, было организовано Главное управление Северного морского пути.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В СССР ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Вскоре после начала Великой Отечественной войны США приняли решение о начале поставок боевых припасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования и лекарства СССР, как своему союзнику по Второй мировой войне.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО МАЯКА

Знаменитый Воронцовский маяк расположен на оконечногсти Карантинного (сегодня Рейдового) мола в Одесском порту на Черном море. Стоящая в середине Одесского залива белоснежная башня, крутые ступени до самой воды, ночной красный огонь - все это создает вокруг маяка своеобразный ореол романтики.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

СЛАДКАЯ КАТОРГА ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ

Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде в рабочей семье. Отец писателя Савва Михайлович Пикуль, после начала Великой Отечественной войны, ушел добровольцем в Беломорскую военную флотилию.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ТРАГЕДИЯ И ПОДВИГ ПАРОХОДА «ЧЕЛЮСКИН»

По итогам сквозного плавания по Северному морскому пути в 1932 году ледокольного парохода «А. Сибиряков» было создано Главное управление Северного морского пути.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОДВИГ ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА «А. СИБИРЯКОВ»

Ледокольный пароход «А. Сибиряков» был заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании Bellaventure Steamship Co Ltd.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПОДВИГ ПОЛКОВНИКА ФЕДОРА ТОЛБУХИНА

В разгаре была Северная война... Русская армия вела тяжелые бои за выход к берегам Балтики.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

ПРАВДА И МИФЫ О ВОССТАНИИ НА БРОНЕНОСЦЕ «КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ»

Кто из нас не слышал о восстании на эскадренном броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический»!

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

КОТЕЛОК С ГОРЯЧЕЙ КАШЕЙ

Уже при первом упоминании слова «Кронштадт» сразу же представляются одетые в гранит гранитные набережные и частокол корабельных мачт, перезвон и мокрая брусчатка мостовой, низкое балтийское небо и молчаливые матросы в бушлатах с надвинутыми на лоб бескозырками...

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

 

СТАРЫЙ БАБУШКИН ДОМ

...Я люблю этот город, люблю его прозрачно-голубое небо и кружево бьющихся в берег волн, люблю белоснежные кварталы домов под ослепительным  солнцем, его гордых полных внутреннего достоинства людей. Я люблю этот город, ведь его нельзя не любить, ибо это Севастополь...

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.


Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...