Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

Современный вид здания ФБУ «Музей морского флота» «Городская усадьба, сер. XVIII – 1-я четв. XIX в…» – так кратко записано в официальном документе (Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 26 ноября 2013 г. № 707 «О согласии с заключением (актом) государственной историко- культурной экспертизы»). Однако за этим «сухим» определением скрывается сложная и непростая история одного из интереснейших зданий Москвы.

Одно из ранних архивных упоминаний о владельцах дома на Большой Ордынке, 19 относится к 1830-м годам – это семья «Московской I Гильдии Купца – Василия Максимовича Блохина» (ЦАНТД Москвы. 24 июня 1832 г. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 1. Л. 1). Здание, согласно документам того времени, было причислено к «Пятницкой части Москвы» и значилось как «2-й квартал дома под № 209 (бывший № 202)». Дом располагался напротив храма иконы Божией Матери  «Всех Скорбящих Радость», служители которого, как известно, часто  посещали его, а некоторые даже временно жили.

С 6 июня 1834 года владелицей дома стала жена купца – Арина Андреевна Блохина (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 2. Л. 1. Ч. 2). Она предприняла ряд небольших перестроек: интересным представляется сооружение 19 марта 1835 года каменной постройки типа мезонина над основным одноэтажным зданием по центру (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 3. Л. 1).

Согласно архивным документам, с 21 сентября 1841 года «Почетный Гражданин, Севастопольский купец I Гильдии – Евгений Фёдорович Саватюгин» становится арендатором помещений, расположенных с обратной стороны основного здания, а с 1864 по 1881 год является владельцем всех строений дома «под № 209» (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 2, 4. Л. 1). Он внес ряд существенных изменений во внешний облик здания.

Так, согласно архивным документам, 24 мая 1864 года новый владелец получил разрешение на слом левого деревянного крыльца основного здания и постройку в центру него мезонина длиной и шириной 5,5 саженей с железной кровлей над основной двухэтажной каменной постройкой (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 2. Л. 1).

13 октября 1869 года Саватюгин получает разрешение на установку будки у забора (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 1. Л. 1), а 23 июня 1881-го – на снос ряда построек у забора и сооружение 11 марта 1881-го интересных боковых флигелей справа от входа во двор (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 5. Л. 1, 4).

С 1882 по 1894 год домовладельцем становится «Потомственный Московский I Гильдии Купец Василий Фёдорович Шемшурин» (ЦАНТД Москвы.    Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 7. Л. 1). С этого времени вплоть до революционных событий 1917 года, сменяя друг друга, владельцами становятся его сыновья и наследники. В этот период дом получает новую нумерацию: № 148, а потом № 147.

В 1894 году наследником значится Александр Фёдорович Шемшурин (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 7. Л. 1), с 1897-го – Александр и Яков Шемшурины, в 1900-м – А.Ф. Шемшурин. Наконец, в 1905 году братья-наследники Николай и Иван продают свою долю наследства брату, определив стоимость всего строения в 80 тысяч рублей. Часть наследства от Якова Шемшурина после его смерти в 1901-м перешла к Александру Шемшурину. Таким образом, с 23 мая 1905 года единственным владельцем здания становится 35-летний московский купец Александр Фёдорович Шемшурин.

В этот период основное здание представляло собой двухэтажную кирпичную постройку с мезонином по центру, левым одноэтажным крыльцом и двухэтажным входом с правой, задней стороны над помещением с подвалом. Став единственным владельцем здания, А.Ф. Шемшурин кардинально меняет его архитектурное решение. Так, он меняет колоды и рамы (Ед. хр. 10. Л. 1), перестраивает боковой флигель, делая его каменным с красивым фасадом (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 9. Л. 8, 9). В 1907 году Шемшурин предлагает проект ажурного железного забора у входа во владение с улицы (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 11. Л. 1, 4а, 5).

Согласно архивным документам, с 1913 года в здании появляется «Товарищество Братьев А. и Ф. Шемшуриных». Они  перестраивают сооружения за основным зданием, располагая там склады и мастерскую для изготовления тертых красок (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 14. Л. 1, 13). В 1915-м Товарищество получает разрешение на установку железного навеса над крышами зданий и проводку электричества (ЦАНТД Москвы. Ф. 1. Оп. 10. Т. 1. Ед. хр. 15. Л. 1, 5; 16. Л. 1).

Революционные события 1917 года кардинально поменяли дальнейшую историю бытования здания на Большой Ордынке, 19. Такие понятия, как «владельцы зданий, домов», исчезают из практики жизни этого времени. В приоритет теперь ставятся не отдельные личности, а «народ» – основной владелец всех «зданий, фабрик, заводов, пароходов». Частная собственность ликвидируется, и здания переходят в государственную собственность, под которой подразумевается весь народ.

Для строительства новых грандиозных объектов требовалось наличие профессиональных технических кадров, которых катастрофически не хватало. Так, в 1932 году появился Московский речной техникум (МРТ): «Техникум был основан на базе школы ФЗУ «Красный Водник», который располагался на Ордынке, 19. В дальнейшем приказом Наркомвода СССР от 22 октября 1932-го года школа была постепенно переведена в ведение Московского порта».

С ноября 1934 года в соответствии с решением Правительственной Комиссии и Народного комиссариата водного транспорта СССР МРТ полностью переезжает на Большую Ордынку, 19 (МРП. Ф. 5. Оп. 2. Д. 11. Л. 152. Прил. 4).

В 1930-е годы при МРТ были созданы вечернее и заочное отделения. С 1949-го – образован Всесоюзный заочный техникум речного транспорта (ВЗТРТ) (Письмо директора МРТ от 10 января 1949 г. // МГАВТ. Л. 1. Прил. 6), который занял в здании на Большой Ордынке, 19 три аудитории (МРП. Ф. 5. Оп. 2. Д. 124. Л. 2).

Техникум принимал деятельное участие в решении административно-хозяйственных вопросов, проводил ремонтные и другого рода работы для нормального функционирования здания (Стат. отчетность ВЗТРТ за 1965 год по форме № 42-реч. // МГАВТ. Л. 59, Прил. 7).

В 1966 году заочный факультет Ленинградского института водного транспорта становится Московским филиалом, а с 1980-го превращается в самостоятельное учебное заведение – Московский институт инженеров водного транспорта (МИИВТ) и располагается в здании на Большой Ордынке, 19.

В 1989 году решением МРФ РСФСР был создан учебный комплекс, в который вошли Санкт-Петербургское профессиональное техническое училище-202 и МРТ со всем имуществом и оборудованием, а с 1990-го – ВЗТРТ. В перечне зданий, принадлежащих комплексу, упоминается также дом на Большой Ордынке, 19, стр. 1.

С 11 сентября 2012 года здание на улице Большая Ордынка, дом 19, строение 1 принадлежит ФБУ «Музей морского флота», находящемуся под ведомством Федерального агентства морского и речного транспорта. В настоящее время музей временно закрыт в связи с реставрационными работами.

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...