11.07.2017
11 июля, 75 лет назад, между правительствами СССР и США было подписано соглашение о ленд-лизе, которое предполагало поставки боевых припасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования и лекарства нашей стране, как союзнику по Второй мировой войне.
Особенно важны поставки по ленд-лизу были в начале войны, когда СССР испытывал особенно острую нехватку в технике, боеприпасах. В целом, поставки по ленд-лизу составили всего 4 % объема валовой промышленной продукции СССР в 1941-1945 годах. Однако по отдельным видам вооружений эти показатели были значительно выше.
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР тремя основными маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, через Иран и через дальний Восток. На всех маршрутах перевозок самым активным образом трудились советские морские суда.
Наиболее коротким и опасным являлся арктический маршрут. В 1942 году доля советского торгового флота в перевозках по арктическому маршруту составляла 22,5 % (из 412 судов, прошедших по северной внешней трассе, 93 были советскими).
Поставки по ленд-лизу имели большое значение для советского Военно-морского флота и морского флота СССР. В течение всей войны мы получили из Великобритании, США и Канады около 500 кораблей.
Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года.
См. публикацию «Морские перевозки в СССР по ленд-лизу» в разделе «Кают-компания»
См. публикацию «Дервиш»