Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

26.09.2018

1 октября 1882 года во Владивостоке был заложен плавучий док.

Весной 1861 года, всего спустя год после основания Владивостока, к берегам Золотого Рога уже пришло первое торговое судно. Становление и развитие будущего города, как базы Сибирской военной флотилии, не стало преградой и для развития коммерческого судоходства. Для развития инфраструктуры требовались пирсы, причалы, склады, дороги – все, что делало возможным погрузку и разгрузку кораблей, снабжение их провиантом, топливом, водой. Кроме этого, необходимы были также различные мастерские, кузницы и особенно доки для корабельного ремонта.

12 мая 1881 года вице-адмирал И.Ф. Лихачев заключил с английской фирмой «Кларк и Стенфильд» контракт на изготовление плавучего железного дока для Владивостокского порта. Первую его часть отправили на парусном судне во Владивосток уже в январе 1882 года. Сборка дока началась 1 октября 1882 года и велась наемными рабочими под руководством инженера штабс-капитана Максимова.  Всего на сборке дока трудилось до тысячи человек. Условия труда были крайне тяжелыми, поэтому текучка рабочих была большой. Желала лучшего и их квалификация.

9 ноября 1883 года первую часть дока спустили на воду. Так как плавдок должен был состоять из четырех частей, за изготовление остальных трех взялись русские заводы. Построенную в Петербурге вторую часть дока начали собирать во Владивостоке в 1885 году. Причем наиболее ответственные работы, такие как чеканка, клепка, выпали на самые суровые погодные условия при сильных ветрах и морозах. В 1886 году начала действовать вторая часть, в 1887-м – третья и в 1889-м – четвертая.  Первой в док на ремонт поставили баржу, затем шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз» и колесный пароход «Амур». Плавучий док имел в длину 90 метров и мог принимать суда водоизмещением до 8400 тонн. Одновременно с доком в старом Адмиралтействе собирался и первый во Владивостоке плавучий кран грузоподъемностью 50 тонн, который должен был работать в паре с доком. Плавкран был изготовлен в Англии и прибыл во Владивосток на пароходе шведской компании «Аугуст». Первый плавкран был неповоротным и мог ссаживать груз только на переднюю часть палубы своего понтона, но имел удобное приспособление для движения при помощи гребного винта. 29 апреля 1886 года кран спустили на воду. Прослужил он более 90 лет.

См. публикацию «Основание Владивостока»

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...