Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

29.11.2019

30 ноября 1955 года дизель-электроход «Обь» вышел в антарктический рейс по программе Первой комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР.

Первая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР была организована в преддверии Международного геофизического года. В нее входили как сезонные, так и зимующие в Антарктике научно-исследовательские отряды. Проект экспедиции был утвержден Советом министров СССР 13 июля 1955 года. Организация экспедиции была поручена Отделу морских экспедиционных работ АН СССР, который возглавлял И.Д. Папанин совместно с Главным управлением Северного морского пути. Руководителем был назначен океанолог и опытный полярный исследователь М.М. Сомов. Целью экспедиции было создание исследовательской станции на антарктическом побережье, а также сезонной полевой базы в центральной области материка. Основными научными задачами являлось изучение атмосферных процессов в Антарктиде и их участие в общей циркуляции воздушных масс, выявление закономерностей в перемещениях антарктических вод и физико-географическое описание региона, включающее его геологическую характеристику.

30 ноября 1955 года Калининград покинуло флагманское судно Первой комплексной антарктической экспедиции экспедиции – дизель-электроход «Обь» (капитан И.А. Ман). 14 декабря в Антарктиду направились дизель-электроходы «Лена» и «Рефрижератор № 7». Плавание прошло успешно и уже 5 января 1956 года «Обь» пришвартовалась к антарктическому припаю в бухте Фарр, где и состоялась первая высадка на антарктический берег группы под руководством полярников А.М. Гусева и П.А. Шумского. После проведения разведки «Обь» перешла на новое, более удобное, место, и 15 января началась разгрузка. Доставленные на «Оби» строительные материалы и экспедиционное оборудование подавали из раскрытых трюмов судна на большие тракторы с прицепными санями, которые стояли у борта на припае. Затем тракторы тащили сани на берег, к месту строительства обсерватории. Разгрузка велась круглые сутки. В ней участвовали все члены экипажа судов, строители, ученые, руководители и рядовые члены экспедиции. 13 февраля на арктическом берегу была открыта станция «Мирный».

В конце февраля – начале марта 1956 года были проведены наблюдения с воздуха в районах, где предполагалось создать станции «Восток» (вблизи Южного геомагнитного полюса) и «Советская». В начале апреля из «Мирного» в глубь материка отправился санно-тракторный поезд. Спустя месяц после 370 пройденных километров была основана станция «Пионерская». До этого еще ни одна антарктическая станция не закладывалась так далеко от берега. В октябре 1956 года на побережье к востоку от «Мирного» была основана база «Оазис». В настоящее время в Антарктиде работает уже 64-я Российская арктическая экспедиция.

Большое значение для успеха Первой комплексной антарктической экспедиции имел дизель-электроход «Обь» –  транспортное судно ледового класса и неизменный флагман советских антарктических экспедиций в 1955–1975 годах. «Обь» была спущена на воду 10 октября 1953 года на верфи «Де Шельде» в Голландии, где строилась под наблюдением советских инженеров. Судно было исключительно мореходным и могло выдержать сильнейшие штормы. Большие запасы топлива и воды, хорошая оснащенность электрорадионавигационными приборами и наличие мощной радиостанции обеспечивали возможность длительного автономного плавания. Судно имело комфортные каюты для экипажа и полярников, а также вертолетную площадку. 5 января 1956 года «Обь» первой из советских судов прибыла к берегам Антарктиды. Эта дата считается началом научных исследований Советским Союзом южного материка. В марте 1956 года «Обь» покинула Антарктиду. На обратном пути на борту дизель-электрохода были проведены комплексные океанографические исследования в прибрежных антарктических водах, на океанографических разрезах – от островов Баллени до Новой Зеландии через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива.

Название первого флагмана советских антарктических экспедиций увековечено на картах Антарктики. В его честь названы: банка в Индийском секторе Южного океана, открытая в 1957 году, другая банка в Индийском океане, залив в море Сомова на северном побережье Земли Виктории, нанесенный на карту в 1958 году, проход в море Дейвиса у Берега Правды вблизи обсерватории «Мирный», открытый в 1956 году, а также желоб и подводная гора в Индийском океане.

См. публикацию «63 года назад на дизель-электроходе «Обь» был поднят Государственный флаг СССР»

Модель д/э «Обь». 1970 г. Из фондов Музея морского флота

Фотография из собрания Музея морского флота

Дизель-электроход «Обь» у ледового барьера в Антарктиде. 1959 г. Художник И.П. Рубан. Картина из собрания Музея морского флота

Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

  • День рождения адмирала Николая Оттовича Эссена

    10.12.2019

    11 декабря 1860 года родился Николай Оттович Эссен (1860-1915), адмирал, выдающийся военно-морской деятель России.

    Подробнее...  
  • День Героев Отечества

    09.12.2019

    День Героев Отечества (День Героев) - памятная дата, которая отмечается в России ежегодно, 9 декабря.

    Подробнее...