Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

10.05.2017

10 мая 1899 года был заложен российский бронепалубный крейсер I ранга «Варяг», прославившийся героическим неравным боем с японской эскадрой в 1904 году. Судно было построено на судостроительном заводе фирмы «Крамп» в Филадельфии (США) и спущено на воду 19 октября 1899 года (водоизмещение 6640 т, дальность плавания – 6100 миль, максимальная скорость – 24 узла, вооружение 12–152-мм, 12–75-мм и 8–47-мм орудий, 6 торпедных аппаратов).

В 1901 году после вступления в состав флота России крейсер «Варяг» совершил переход на Дальний Восток и в марте 1902 года вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре.

С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле как стационеры. В Чемульпо также находились стационерами корабли ряда других государств. 8 февраля 1904 года японская эскадра (2 броненосных крейсера, 4 бронепалубных крейсера и 8 миноносцев) под командованием контр-адмирала Уриу блокировала Чемульпо с целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». 9 февраля командир «Варяга» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. На выходе из порта русские корабли были атакованы японской эскадрой.

Ожесточенный артиллерийский бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту В.Ф. Руднева, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец»  – 52 снаряда, нанесших ему серьезный урон. В свою очередь, «Варяг» получил тяжелые повреждения, в бою и от ран после боя погибло 33 человека, ранено около 120  человек. Корабль не имел возможности продолжать сражение, поэтому он вернулся в Чемульпо, где и был затоплен. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и через нейтральные порты вернулись в Россию. Команды «Варяга» и «Корейца» были встречены как национальные герои: все офицеры были награждены орденами Св. Георгия, а матросы – георгиевскими крестами. Подвиг российских моряков, смело вышедших на бой с превосходящим врагом, стал известен всему миру и вызвал неподдельное восхищение мировой общественности.

Крейсер «Варяг» был поднят японцами в августе 1905 года и включен в состав японского флота под названием «Сойя» как учебный корабль. Отдавая честь подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варяг», а при подъеме на борту была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину».

В 1916 году крейсер «Сойя» был выкуплен Россией. Крейсер перевели во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане. В феврале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован англичанами. В 1920 году корабль продали на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море и впоследствии был взорван.

В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг». Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За Отвагу». В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошел гвардейский ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший до 1990 года. В настоящее время в состав Тихоокеанского флота входит гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» и малый противолодочный корабль проекта 1124 «Кореец».

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые детали корабля. Во Владивостоке есть улица Героев «Варяга». Памятники капитану крейсера В.Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и на его родине в селе Савино Заокского района Тульской области.  В Хабаровске установлена памятная доска с бюстом Руднева на улице, носящей его имя. В 2007 году на месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского городка Лендалфут, установлен памятник «Варягу». Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены широко известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

Композиция, состоящая из пяти моряков на борту судна «Варяг». 1970-е гг. Собрание Музея морского флота

Крейсер 1-го ранга «Варяг». Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

  • Состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    17.10.2017

    11 октября 2017 г. в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Музей речного флота (г. Нижний Новгород) состоялся отраслевой научно-практический семинар работников музеев отрасли

    Подробнее...  
  • Закладка шлюпа «Мирный»

    13.10.2017

    14 октября 1816 года на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга (на реке Свирь) был заложен шлюп Мирный (первоначальное название Ладога), участник кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821), открывшей Антарктиду.

    Подробнее...