Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

25.10.2016

26 октября 1948 года швейцарский ученый и инженер Огюст Пикар (1884–1962) и французский биолог Теодор Моно (1902–2000) совершили первое глубоководное погружение в автономном обитаемом аппарате на глубину 1515 метров. Эту дату можно считать днем рождения подводных обитаемых аппаратов.

Погружение было осуществлено на разработанном О. Пикаром глубоководном аппарате, получившем название батискаф. Батискаф Пикара представлял собой высокопрочную герметичную стальную гондолу для экипажа, которая прикреплялась к большому поплавку, наполненному бензином для обеспечения положительной плавучести. Для погружения использовалось несколько тонн стального или чугунного балласта в виде дроби, удерживаемого в бункерах электромагнитами. Для уменьшения скорости погружения и для всплытия электрический ток в электромагнитах отключался, и часть дроби высыпалась. Такой механизм обеспечивал всплытие даже в случае отказа оборудования, через определенное время просто разряжались аккумуляторы – и вся дробь высыпалась.

Впоследствии О. Пикар разработал более совершенный батискаф «Триест», на котором в 1953–1957 годах провел серию успешных погружений в Средиземном море, достигнув фантастической по тем временам глубины в 3100 метров.

23 января 1960 года сын Пикара Ж. Пикар и Д. Уолш на батискафе «Триест» достигли дна Марианской впадины на отметке 10 919 метров.

О. Пикар (слева) у своего первого батискафа. Источник изображения: http://elcode-blog.ru/wp-content/uploads/2013/10/02-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpg

Погружение батискафа «Триест» на дно Марианской впадины. Источник изображения: http://www.novate.ru/files/u32501/undessea-expeditions-3.jpg

Новости

  • Прошла онлайн-лекция «Огненная кругосветка ледокола «А. Микоян»

    22.06.2021

    21 июня в рамках московского просветительского проекта «Прогулки по музеям онлайн» прошла очередная онлайн-лекция для школьников старших классов и студентов: «Огненная кругосветка ледокола «А. Микоян», посвященная 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны.

    Подробнее...  
  • 90-летие принятия решения о строительстве канала Москва–Волга

    15.06.2021

    16 июня 1931 года, 90 лет назад, принято решение о строительстве канала Москва–Волга (ныне – Канал имени Москвы) пленумом ЦКВКП(б).

    Подробнее...

Все новости музея