27.12.2017
5 января 1960 года состоялся подъем флага торгового флота СССР на головном сухогрузном судне «Ленинский комсомол».
Во второй половине 1950-х годов, в связи с широкомасштабным выходом советского торгового флота на океанские просторы, возникла острая необходимость в многоцелевых океанских сухогрузах твиндечного типа. Именно тогда и была построена серия первых турбоходов проекта 567, получивших наименование по названию головного судна серии – «Ленинский комсомол».
Особенностью судов типа «Ленинский комсомол» являлось то, что помимо своей основной функции торгового судна (перевозка генеральных и зерновых грузов), в случае военных действий, они должны были стать «прорывателями блокады» дружественных государств. Под дружественными государствами имелись в виду в первую очередь Куба и Вьетнам. Кроме этого суда типа «Ленинский комсомол» были адаптированы для быстрого переоснащения в войсковые транспорты. В связи с этим на верхней палубе предусматривался фундамент для установки зенитных орудий.
Проект 567 был разработали на Центральном конструкторском бюро «Черноморсудопроект» (г. Николаев). Главные конструкторы проекта – К.И. Бохоневич, Б.К. Сидоров Б.К. и Ф.В. Сибирь. Для проекта 567 был разработан новый корпус с улучшенными обводами. Суда строились с 1957 по 1968 год на Херсонском и Николаевском судостроительных заводах. Всего по проекту 567 и улучшенному проекту 567К было построено 25 судов: «Ленинский комсомол», «Физик Вавилов», «Металлург Байков, «Физик Лебедев», «Металлург Кураков», «Юрий Гагарин», «Металлург Бардин», «Хирург Вишневский», «Фридерик Жолио-Кюри», «Химик Зелинский», «Физик Курчатов», «Металлург Аносов», «Красная Пресня», «Трансбалт», «Ленинский Пионер», «Красный Октябрь», «Валентина Терешкова», «Равенство», «Братство», «Красное Знамя», «Свобода», «Академик Шиманский», «Кремль», «Юный Ленинец» и «Парижская Коммуна».
Проект 567 по многим параметрам являлся революционным для отечественного торгового флота. Суда типа «Лениский комсомол» были двухпалубными и трехостровными, со средним расположением машинного отделения и жилой надстройки, с наклонным носом и крейсерской кормой. Водоизмещение сухогруза типа «Ленинский комсомол» составляло 22. 225 тонн, валовая вместимость – 11926 тонн, чистая вместимость – 6718 регистровых тонн, дедвейт – 16040 тонн. Длина сухогруза типа «Ленинский комсомол» составляла 169,9 метра, ширина – 21,8 метра, высота борта – 12,9 метра, осадка – 4,05/9,73 метра. При дальности плавания в 12 тысяч миль судно могло развивать скорость до 18,2 узла. На сухогрузах проекта 567 были установлены и первые в отечественном торговом флоте автоматические устройства управления судном.
Суда типа «Ленинский комсомол» имели 6 грузовых трюмов, в каждом трюме твиндек, общей вместимостью 19925 м? (киповая), 23355 м? (зерновая). На каждом судне имелось 20 легких грузовых стрел грузоподъемностью по 5 и 10 тонн и 2 тяжеловесные грузовые стрелы грузоподъемностью по 60 тонн. На «Ленкомах» стояли паротурбинные турбозубчатые агрегаты «ТС-1», состоящие из двухкорпусной турбины и редуктора, питаемые 2 мазутными котлами с мощностью 25 тонн пара в час с давлением в 42 атмосферы и температурой в 470° С. Турбины имели мощность 13000 л. с., выдавая 1000 оборотов в минуту на полном ходу. Редукторы понижали это число до 100 при переходе к винту. Весь процесс управления котлами и турбиной был автоматизирован. Бронзовые четырехлопастные гребные винты имели диаметр 6,3 метра. На сухогрузах «Ленинский комсомол» впервые на советском флоте начали устанавливать и систему осушения воздуха в трюмах. Эта установка засасывала при помощи нескольких вентиляторов наружный воздух, осушала его и направляла по трубопроводам в трюмы. А грузовые люки начали закрывать при помощи металлических крышек с механическим приводом.
Необходимо отметить, что во время строительства серии, в конструкцию каждого нового судна вносились серьезные изменения. Поэтому по ряду параметров построенные в разные годы «Ленкомы» существенно отличались друг от друга. Так, если первые суда серии были оснащены грузовыми стрелами, то с 1961 года на судах стали ставить судовые грузовые краны.
Первоначально экипаж судов серии «Ленинский комсомол» насчитывал 51 человека. Впоследствии, в силу роста автоматизации, экипажи значительно сократились. По меркам своего времени размещение экипажей «Ленкомов» было достаточно комфортным в одно-, двух- и четырехместных каютах. Для спасения экипажа судна были предусмотрены две моторные спасательные шлюпки вместимостью по 28 человек и две спасательные шлюпки с количеством мест 36 – каждая. Все спасательные средства подвешивались на шлюпбалках по двум бортам. Таким образом, в случае необходимости спасательные шлюпки, расположенные на одном борту, могли принять весь экипаж судна.
Суда типа «Ленинский комсомол» эксплуатировались, в основном, Черноморским морским пароходством. Во время Карибского кризиса для прорыва блокады на Кубу, доставки туда вооружения (включая ракеты) и личного состава использовались именно суда типа «Ленинский комсомол». Эти же суда, после достигнутых договоренностей между СССР и США, перевезли ракеты и личный состав обратно. В дальнейшем суда серии «Ленинский комсомол» активно использовали для доставки военных грузов в Республику Конго, Анголу, Вьетнам и в другие страны, находившиеся в зоне военных конфликтов.
Необходимо отметить, что корпуса судов серии «Ленинской комсомол» получились столь удачными, что в дальнейшем эти же обводы применялись для постройки последующих серий судов торгового флота СССР. В целом суда типа «Ленинский комсомол» прекрасно зарекомендовали себя на трансатлантических перевозках. Большая скорость, отличная маневренность и хорошие мореходные качества заставили обратить внимание на их конструкцию иностранных специалистов.
Что касается головного судна «Ленинский комсомол», то оно было заложено 25 сентября 1957 года, спущено на воду 11 апреля 1959 года, а 5 января 1960 года на судне был поднят флаг торгового флота СССР. Судно эксплуатировалось в Черноморском морском пароходстве (порт приписки Одесса). «Ленинский комсомол» участвовал в событиях Карибского кризиса.
В 1964 году «Ленинский комсомол» вышел в рейс из Новороссийска на Японию с грузом 14 тысяч тонн железа. Через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив и Индийский океан судно совершило переход в японский порт Нагоя. Разгрузившись в Нагоя, судно зашло во Владивосток, после чего пересекло Тихий океан и через Панамский канал прибыло на Кубу. Там его загрузили тростниковым сахаром, после чего «Ленинский комсомол» прибыл в Новороссийск. Кругосветное плавание «Ленинского комсомола» заняло 88 дней, включая стоянку в Нагое, Владивостоке и Сьенфуэгосе. За это время судно преодолело 26156 морских миль (48 тысяч 388 километров) – для торгового флота СССР это было рекордом.
Во время одного из последующих рейсов на Кубу, когда турбоход «Ленинский комсомол» находился в порту Мариэль, на кубинском судне «Камагуэй» начался пожар. Увидев огонь, вахтенный «Ленинского комсомола» немедленно доложил об этом капитану. По пожарной тревоге на судне быстро сформировали и направили на горящее судно две аварийные бригады, которые благодаря хорошей морской выучке и умелым действиям совместно с аварийными группами других судов ликвидировали пожар.
На протяжении почти трех десятилетий судно осуществляло трансокеанские перевозки. В 1986 году «Ленинский комсомол» переименовали в «Унгур». В 1988 году бывший «Ленинский комсомол» был продан для разделки на металлолом. Последнее судно типа «Ленинский комсомол» «Парижская коммуна» было продано на разделку в 1992 году.
В целом, создание и эксплуатация судов типа «Ленинский комсомол» явилось отдельной большой главой в истории отечественного торгового флота.