Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

24.01.2018

День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации является профессиональным праздником российских военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов. День штурмана отмечается в России ежегодно. Выбор даты для празднования пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Российской империи Петр I издал Указ, в котором, в частности, говорилось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации царской воли была создана Школа математических и навигацких наук, которая расположилась в городе Москве, в Сухаревой башне.

15 июля 1996 года главнокомандующий Военно-морского флота Российской Федерации адмирал флота Ф.Н. Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым День штурмана Военно-морского флота России следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Указа Петра I, который фактически основал штурманскую службу ВМФ Российской империи. До этого День штурмана отмечали дважды в год: 21 марта и 23 сентября (в день весеннего и осеннего равноденствия). Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света – Солнце восходит строго на востоке, а заходит на западе.

Начало централизованной штурманской службы в России положил Петр I, издав 25 января (5) февраля 1701 года указ о введении должности «капитана над штурманами» и централизованного обучения штурманов. Его обязанности включали руководство гидрографической и лоцманской службами, а также знание фарватеров далеко наперед предполагаемых маневров флота и руководство установкой бакенов в изученных водах.

В 1768 году Екатерина II издала «Регламент о управлении адмиралтейств и флотов», в котором присутствовала совершенно аналогичная петровской глава «О посылке из Коллегии для осматривания в фарватерах и рейдах мелей и состояния глубины в море капитана над штурманами».

В 1797 году Павел I утвердил новый Устав Военного флота, согласно которому в Штабе главноначальствующего над флотом появлялась должность профессора астрономии и навигации, в чьи обязанности входило: находиться на корабле главного предводителя; ежесуточно вычислять местонахождение флота и оповещать об этом сигналами каждый корабль; обучать гардемаринов и начальствовать над всеми штурманами, которые обязаны сообщать ему о своих наблюдениях и вычислениях; наблюдать за приливами, переменой магнитной стрелки и подобных явлениях; замечать гавани и проливы, а при наличии возможности – описывать их со штурманами; вести записи, которые по окончании кампании отсылать в Адмиралтейств-коллегию.

Комитет образования флота в 1804 году предпринял еще одну попытку систематизировать и упорядочить штурманов Военно-морского флота. Он представил Александру I доклад, в котором ставились следующие тезисы: штурманов необходимо контролировать с самого начала обучения с целью улучшения его качества, при распределении штурмана учитывать его предыдущие корабли, дабы он имел возможность ознакомиться с тонкостями управления остальными и всячески способствовать дополнительному образованию штурманов после выпуска, для увеличения качества образования приглашать наиболее заслуженных и опытных штурманов; организовывать для учащихся на штурмана практические занятия.

Доклад был утвержден императором 10 (22) февраля 1804 года. 13 (25) апреля 1827 года Николай I утвердил «Положение о Корпусе Флотских Штурманов», согласно которому во главе свежесозданного корпуса Морского министерства ставился инспектор КФШ. Эту должность имел генерал-гидрограф, руководитель созданного тогда же Управления генерал-гидрографа (в 1837 году преобразовано в Географический департамент с сохранением функций). В помощь инспектору КФШ были назначены два частных инспектора для Балтийского и Черноморского флотов. На Каспийской и Охотской флотилиях аналогичные обязанности были возложены на старших штурманских офицеров, непосредственно подчинявшихся командирам флотилий.

Морской устав издания 1853 года предписывал в штабе главнокомандующего флотом находиться начальнику штурманов, которому подчинялись все чины КФШ, находившиеся на флоте. В его обязанности входило наблюдение за обеспечением кораблей навигационными приборами, картами и лоциям, контролировать вычисления штурманов каждого корабля во время похода, осуществлять контроль за навигационной безопасностью. А в 1857 году были упразднены инспекторы КФШ, что полностью перевело управление штурманской деятельностью на уровень флотов и флотилий. В 1869 году начальник штурманов был переименован во флагманского штурмана. Правда, флагманские штурмана до XX века назначались только на период одной кампании.

12 июля 1885 года корпус штурманов, как таковой, был упразднен, однако замещение штатных штурманских должностей во флоте офицерами Корпуса сохранилось до подготовки достаточного числа строевых флотских офицеров. Это превратило штурманскую деятельность из специальной службы в вид деятельности флотских специалистов, что негативно сказалось на уровне подготовки.

3 июня 1919 года приказом Реввоенсовета Республики был учрежден штаб командующего всеми морскими, речными и озерными Вооруженными Силами Республики, в составе которого была обозначена должность флагманского штурмана. Ее занял Н.Ф. Рыбаков. Но, в результате многократных преобразований в высшем командовании ВМФ, к 1921 году должность флагманского штурмана из штаба исчезла.

Воссоздана должность флагманского штурмана была в 1926 году, в связи с возросшей необходимостью в квалифицированных штурманских кадрах. На должность был назначен К.А. Мигаловский. По причине отсутствия долгое время централизованной штурманской службы всю деятельность приходилось налаживать с нуля, поэтому должность была переименована в инспектора штурманской службы. В 1930 году на Гидрографическое управление была возложена функция наблюдения за развитием штурманской службы в ВМС РККА. Но вместо столь необходимого руководства подготовкой штурманов и командиров кораблей, навигационными работами и кораблевождением в целом управление занималось только «наблюдениями». Поэтому, по инициативе Мигаловского, распоряжением начальника Военно-морских сил РККА при ГУ была создана Постоянная штурманская комиссия (ПШК), основной задачей которой и являлись вышеописанные проблемы. В 1934 году должность инспектора штурманской службы была преобразована в начальника Штурманской службы (затем отдела) Управления ВМС РККА. В 1937 году ПШК прекратила свое существование, а должность была преобразована в начальника Штурманской службы Штаба ВМС РККА.

30 декабря 1937 года был создан Народный комиссариат Военно-морского флота, в штате которого в составе отдела боевой подготовки была введена должность флагманского штурмана (флагштурмана). На должность в феврале 1938 года назначили Ф.Ф. Булыкина. В мае 1939 года отдел боевой подготовки был преобразован в Управление боевой подготовки РККФ, внутри которого была учреждена инспекция штурманская (с 1942 года – инспекция штурманской подготовки). Начальник этой инспекции выполнял обязанности главного штурмана УБП ВМФ.

С первых дней Великой Отечественной войны инспекцией штурманской был организован выпуск информационных писем, в которых до штурманского состава флота доводился полезный опыт их советских и зарубежных коллег, уточнялось место штурмана на корабле во время морского боя и многие другие вопросы.

Собственно, должность главного штурмана ВМФ СССР была введена в августе 1943 года, на должность был назначен занимавший ранее должность флагштурмана инспекции штурманской подготовки Ф.Ф. Булыкин. В 1945 году инспекция штурманской подготовки, являющаяся рабочим органом главного штурмана ВМФ СССР, была преобразована в отдел штурманской подготовки УБП ВМФ. В 1960-х годах отдел штурманской подготовки был упразднен.

В 1952 году были переработаны и изданы уставы штурманской службы. Они назывались «Правила» и издавались под ответственностью начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР. В это же время началось техническое переоснащение флота новыми средствами навигации, боеуправления и прокладки курса.

В 1975 году главнокомандующий ВМФ, адмирал флота С.Г. Горшков провел реформы штурманского аппарата. На флотах были созданы отделы кораблевождения, возглавленные флагманскими штурманами флотов, подчиненными начальникам штабов флотов. При главном штурмане ВМФ СССР был постепенно создан аппарат, состоявший из офицеров флота.

В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралами. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в «Правилах» организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России. По традиции в этот день командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся удостаиваются наград, поощрений и благодарностей.

См. публикацию «Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне»

См. публикацию «Кое-что из жизни штурманов былых времен…» в разделе «Кают-компания»

Учебное судно «Профессор Ющенко». Занятия по штурманскому делу. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

В кабинете штурманской подготовки ОВИМУ. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

В штурманской рубке. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

В штурманской рубке. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

В штурманской рубке. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

В штурманской рубке. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Штурман с секстаном. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Штурман Быстров на мостике а/х «Ленин». 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Т/х «Адмирал Нахимов». Штурман берет пеленг. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея