27.03.2018
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков; 1868–1936), выдающегося русского писателя, прозаика, драматурга.
А.М. Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Основной стержень его творений – мечта о «новых людях», бесстрашных и свободных, обладающих высочайшими интеллектуальными и физическими способностями, способных добиться сверхцелей за гранью возможного, не исключая бессмертия. В начале XX века Горький являлся одним из идеологов богостроительства. Руководил крупными книжными издательствами – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература» (с 1902 по 1921 г.), привнес в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы. Горький являлся спонсором большевиков, однако к Октябрьской революции отнесся скептически. Ходатайствовал перед большевиками за арестованных и приговоренных к казни. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами – прошлым и будущим, а также между Россией и Западом», писал А.М. Горькому Ромен Роллан в 1918 году. После нескольких лет культурной и правозащитной работы в Советской России в 1920-е годы жил за рубежом. В 1932 году окончательно вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель литературного направления – социалистический реализм. Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем: за 1918–1986 годы общий тираж его 3556 изданий составил 242,621 млн экземпляров.
С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.
Имя А.М. Горького было присвоено нескольким судам и кораблям советского флота. Крейсер «Максим Горький» – легкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Заложен 20 декабря 1936 года, спущен на воду 30 апреля 1938 года. Крейсер активно участвовал в Великой Отечественной войне. 23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, судно подорвалось на мине вблизи маяка Тахкуна и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. При этом своим ходом пришел в Таллин. Затем был переведен в Кронштадт, а после ремонтных работ в Ленинград. В 1956 году корабль был выведен из боевого состава и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года, в связи со знаменитым «хрущевским» сокращением Вооруженных сил крейсер «Максим Горький» был исключен из состава ВМФ и передан на слом.
Четырехпалубный речной теплоход «Максим Горький» проекта Q-040 был построен в Австрии в 1974 году. Район плавания теплохода ограничивался водными бассейнами разряда «О». В конце 1990-х годов судно было переклассифицировано на разряд «М» с ограничением высоты волны в 2 метра, что позволило ему выходить в Ладожское и Онежское озера для полноценной работы на туристических маршрутах Москва – Санкт-Петребург.
В 1969 году на судоверфи «Дойче Верфт» в Германии (ФРГ) для трансатлантической линии Гамбург – Нью-Йорк был построен турбоход «Гамбург». Однако, в связи с резким повышением цен на топливо в начале 1970-х годов, судно оказался нерентабельным. В начале 1974 года судно было приобретено Советским Союзом, где получило новое наименование «Максим Горький» и было передано в Черноморское морское пароходство для эксплуатации в качестве круизного лайнера. «Максим Горький» стал флагманом ЧМП. С 1974 по 1986 год теплоходом командовал лучший капитан Черноморского морского пароходства С.Л. Дондуа. В 1989 году лайнер попал в ледовое поле у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Благодаря отверженной работе экипажа удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву, после чего он был отбуксирован на ремонт в Германию. С 1992 года лайнер являлся флагманом российского пассажирского флота. В 2009 году судно было разрезано на металл в Индии.